Воспитательная концепция современной школы

Выпуск - №35(583)   :   15.09.2023
1054

Образовательная организация – это важный социальный институт, который обеспечивает воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания. И потому в программу развития школы на 2021-2025 годы включены поэтапно мероприятия, которые отражают интересы и потребности учащихся и воспитанников школы, а также социально-экономические и культурные особенности контингента школы и микрорайона.

Управление воспитательной системой школы в новом учебном году будет реализовано в рамках программы ценностного воспитания, которая построена на единых идеологических подходах с целью обеспечения патриотического, национального, духовного, физического развития обучающихся. Ключевой идеей воспитания являются общечеловеческие ценности. При этом единство обучения и воспитания реализуется через ценностно-ориентированный подход, который лежит в основе Государственного обязательного стандарта образования и прослеживается в многоуровневой системе ожидаемых результатов. 

В современном образовании существует потребность в выделении и формировании системы ценностно-ориентированного подхода как основы определения учащимся и педагогами целей обучения и воспитания, поскольку этот подход является составной частью мировоззрения личности, обеспечивающий высокий уровень адаптации к современным условиям. Вместе с тем, реализация ценностно-ориентированного подхода в школе предполагает, что педагоги интегрируют элементы программы физического здоровья, патриотического, духовно-нравственного образования в содержание занятий по всем учебным предметам, кружковой и внеурочной деятельности на всех уровнях образования как обязательный воспитательный компонент.

При управлении воспитательным процессом важно помнить, что универсальных, в равной мере пригодных для всех технологий управления нет и быть не может. Везде имеется своя специфика и свои особенности. Воспитательная работа в нашей организации построена с учётом модели адаптивной школы: это школа, в которой обучаются и воспитываются дети дошкольного и школьного возраста, учебно-воспитательный процесс ведётся с казахским и русским языком обучения, созданы благоприятные условия для инклюзивной образовательной среды, социальную адаптацию проходят воспитанники Рудненского детского дома.


Модель адаптивной школы для воспитанников и учащихся позволяет жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой дети могут удовлетворять свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего своё место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе, добро и пользу обществу. А обеспечение масштабных преобразований в целостной системе воспитания осуществляется всем педагогическим коллективом. 

Считаю, что управление воспитанием в современной ситуации эффективно, если оно ориентировано на ресурсный подход, то есть в качестве результатов своей деятельности в сфере воспитания рассматривают как развитие личности и воспитание учащихся, так и наращивание, обогащение ресурсов, условий для работы.

В рамках воспитательной концепции хочу выделить следующие группы ресурсов.

1. Материальные ресурсы – технологии, помещения и оборудование, географическое положение. В школе организовано комфортное развивающее пространство, которое наполнено новым содержанием и культивирует уважительное отношение друг к другу всех участников воспитательного пространства.

2. Кадровые ресурсы – опыт и знания сотрудников, их взаимоотношения и компетенции. В школьном коллективе много опытных учителей, а также молодых и креативных педагогов, которые создают благоприятную среду для всех участников образовательного процесса. Выбранные новые подходы управления воспитательной системой направлены на всех обучающихся, их родителей и работников школы, включая администрацию, обслуживающий персонал, и позволили создать тренды адаптивной модели школы.

3. Организационные ресурсы – системы отчётности и планирования. В управлении воспитательной работой позволяют выявлять положительные стороны и вопросы, требующие внимания.

Прежде всего, ориентир в организации воспитательного процесса направлен на создание и развитие школьного уклада как атмосферы отношений защищённости, доброжелательности, дружности. Только при наличии этих качеств в жизнедеятельности коллектива школы возможны устойчивые воспитательные результаты. 

Эффективным в воспитательной системе школы считаю организацию работы школьного отряда юных инспекторов движения «Дорожный дозор», который показывает высокие результаты. Также в школе активно ведётся работа в рамках областного проекта «Үндестік», направленного на улучшение взаимодействия педагогов и родителей. На городском семинаре для заместителей директоров по воспитательной работе родители и ученики 2 класса под руководством классного руководителя подготовили интересную театрализованную постановку, направленную на формирование у школьников национальных и общечеловеческих ценностей. 

Свою популярность в школе набирает дебатное движение – клубы «Жігер» и «Олимп». Отрадно, что наших ребят знают как в городе, так и в области.
Выбор профессии – это всегда сложный и важный шаг, который определяет будущее ребёнка. Подготовить учащихся, выбравших педагогическую профессию, позволяет областной проект «Педагог непрерывного образования», в работу которого с 1 ноября 2022 года привлечены 11 старшеклассников. Отрадно отметить, что члены школьного педагогического отряда «Шамшырақ» заслужено получили образовательные гранты.

Таким образом, эффективное использование ресурсного подхода позволило успешно реализовать коллективом школы поставленные цели и задачи. В управлении воспитательной работой школы я считаю важным также личностно-ориентированный подход, который предполагает формирование личности с заданными свойствами, а также создаёт условия для полноценного проявления, развития, осознания себя личностью, для выявления, раскрытия  возможностей детей и становления самосознания.

Воспитательная работа с использованием вышеперечисленных подходов, созданная всеми участниками образовательного процесса, эффективно влияет как на интересы и потребности учащихся, так и на социально-экономические и культурные особенности микрорайона, в котором расположена школа.

Алмагуль ЖАНАБАЕВА,
замдиректора по ВР ОШ №13, г. Рудный

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.