Употребляя понятие «жизненный опыт» мы имеем в виду не только знания и умения, которые приобретаем в течение жизни. Но подразумеваем под этим ещё и различные события, жизненные ситуации и, конечно же, встречи с людьми, которые оказали на нас значительное влияние, помогающее определиться в профессии.
Говоря о своём опыте учителя, руководителя и современного менеджера, не могу не отметить огромный опыт, полученный в филиале АО «НЦПК «Өрлеу» Института профессионального развития по Костанайской области», который в конце минувшего года отметил свой 10-летний юбилей. Это тот институт, который открыл для меня новые возможности и позволил, спустя время, набравшись опыта и новых знаний, перейти на новый профессиональный уровень.
Я с благодарностью вспоминаю эти 10 лет, насыщенных поисками интересных новаций, креативных решений, ярких встреч и совместной работы с невероятно творческими педагогами. Возвращаясь в прошлое, вспоминаю, как я, молодой педагог, пришла в коллектив Костанайского, тогда ещё ИПК и ПРО в 2005 году. Институтом руководил Темиргали Султанович Ермагамбетов. Его лучшие качества администратора позволили методическому коллективу вырасти в команду, способную решать любые вопросы организации и методического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Особую атмосферу профессионального творчества в коллективе создавали инициативные и не просто интересные люди, а специалисты высокого класса, заведующие кабинетами: Т.М. Калашникова, Ж.К. Кобжасарова, Л.В. Рац, В.М. Смазнова, Л.И. Мирошникова, Г.С. Жусупова, Е.В. Белошниченко, В.Ю. Дядечко, Н. Колодий, Т.И. Набатникова.
Пять лет, с 2005 по 2010 – это были годы активного изучения и подготовки педагогов области к переходу на 12-летнее обучение школьников. В тот период республика выделяла большие трансферты на приобретение и разработку методической продукции по внедрению 12-летнего образования. Заведующие кабинетами и методисты института тесно работали с книжными магазинами, издательскими центрами, выписывая научно-практическую литературу в большом количестве. Благодаря этому слушатели курсов получали богатый материал для работы в школе. А для педагогов не только сельских глубинок, но и городских школ это было огромным подспорьем в работе.
С 2012 года Казахстан перешёл на обновленное содержание образования. Этот виток времени внёс много кардинально нового в образование, а перемены потребовали не просто максимальной отдачи от педагогов, но, в первую очередь, знаний от тех, кто должен переобучить самих педагогов, которые должны были донести до школьных коллективов то самое обновлённое содержание учебных программ. Поверьте, переходный процесс был не из лёгких.
Методисты нашего института три месяца обучались на курсах нового формата, чтобы получить сертификаты тренеров. Но и к этому уровню курсов допускались не все: прежде был отбор лучших, которые проходили собеседование в Назарбаев университете г. Астаны. Мы, немногочисленные участники конкурса, представители нашего областного института повышения квалификации и профессионального развития с волнением листали страницы своих портфолио, повторяя, как всем казалось, вполне знакомые определения из педагогики и психологии. Но сказывалось волнение, конкурс-то был огромный – республиканский. Понимали, что не каждый сможет попасть на такие курсы. В итоге все 10 методистов нашего Костанайского института повышения квалификации успешно прошли собеседование. После прохождения курсов домой возвращались с гордостью за себя и институт.
С 2013 года в школах республики и области начались активные преобразования и внедрение реформ по обновлённому содержанию образования. Было необходимо обучить учителей новым подходам в организации учебно-воспитательного процесса. В это непростое время происходит смена руководства, и институт возглавила успешный менеджер в образовании, а потом и кандидат педагогических наук Марионелла Васильевна Слесарь – личность очень яркая, уверенная, активная, динамичная, генератор собственных интересных и оригинальных решений.
Новый директор не просто по-новому смотрит на образование, но и в корне меняет качество организации труда коллектива. В формат проводимых занятий и мероприятий внедряется нестандартный подход в подаче и оформлении материалов, что позволило достигнуть новых результатов, блестящих побед и успехов. Главное – мы видели перспективы дальнейшего развития образования и института в целом. Под руководством Марионеллы Васильевны я училась принимать перспективные и успешные решения при подготовке какого-либо проекта, приходилось решать и массу иных вопросов, связанных с организаций республиканских научно-практических конференций и форумов.
Особенно мы гордились периодическими изданиями института. Вся методическая работа сотрудников и педагогов области освещалась на страницах журналов, издаваемых в институте. Уже известный педагогическому сообществу Костанайской области ещё с 2004 г. журнал «Білім-Инфо» выходит в новом формате. На страницах журнала педагоги знакомились со всеми значимыми мероприятиями, которые проводились филиалом для педагогической общественности области. В журнале была представлена и обширная информация по вопросам государственной политики в области образования. Здесь же находит отражение и мировой опыт в области образования. Публикуются материалы, посвящённые новым информационным возможностям и расширению ИКТ-компетенций педагогов, рассматриваются программы, рекомендуемые специалистами отдела информационных технологий филиала к применению в педагогической практике, помещаются анонсы конкурсов для учителей, калейдоскоп инновационного опыта, даются консультации специалистов по актуальным вопросам. Рубрика «Библиографический дайджест», которая стала «завсегдатаем» каждого номера, знакомила читателей с новинками литературы, поступившей в библиотеку института, а также с издаваемыми филиалом АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области» учебно-методическими пособиями. Словом, информации по обновлённому содержанию образования в институте было более чем предостаточно.
С теплотой вспоминаю центр уровневых программ, наши обсуждения и споры относительно креативности и научности вводимых новаций, проведённых мероприятий, используемых форматов организации учебных курсовых занятий, семинаров, конференций, форумов, выпускаемой методической продукции и, конечно же, информационно-методический журнал «Тренер-Education». Этот уникальный издательский проект, впервые выпущенный в августе 2013 года, помог обрести новых друзей-единомышленников, убедил в эффективности инновационного опыта преподавания и обучения.
Период моей работы в институте повышения квалификации, который сегодня уже называется институтом профессионального развития – это время профессионального драйва, захватывающее и приятно волнующее. Здесь я получала максимум удовольствия от успешного решения поставленных задач. Мы заряжались позитивной энергией, которую вселяли в окружающих людей, получили колоссальный опыт работы. Именно он помог мне сегодня быть современным менеджером в одной из престижных школ города Костаная. Коллектив школы-лицея №2, которую я возглавляла некоторое время назад, всегда держал тесную связь с Костанайским филиалом института профессионального развития. Педагогами школы-лицея было написано и выпущено в тесном содружестве со специалистами института немало методических книг, пособий, получено немало полезных рекомендаций по тем или иным вопросам.
Знаю точно, что тесное, продуктивное сотрудничество педагогических коллективов школ нашего региона с коллективом специалистов Костанайского филиала АО «НЦПК «Өрлеу» принесло немало побед на конкурсах различного уровня и формата. Я уже не говорю о курсах повышения квалификации, которые регулярно проводятся в филиале института – всё это сегодня востребовано педагогическим сообществом области. И не случайно, так как новое время всегда диктует новые требования.
Приумножая накопленный потенциал института, действующий коллектив сегодня способен внести значительный теоретический и практический вклад в инновационное развитие и конкурентоспособность нашей страны. Хочу пожелать коллективу процветания, больших творческих достижений, смелых проектов, творческих идей и новых перспектив!
Гульфия ДАНДЫБАЕВА,
директор гимназии имени М.Горького, г. Костанай
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.