Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. В этой связи наша отрасль должна стать эффективным звеном экономического роста.
Сложившаяся в городе Лисаковске система образования имеет свои тенденции и направления. Принципиально новое качество – основная задача содержания образования в современном мире. Определены ведущие школы по внедрению обновления содержания образования, одна из задач которых – формирование базы лучших методических ресурсов и создание условий для их распространения: это школа-гимназия и школа-лицей.
Дошкольные организации образования также активно участвуют в процессе наполнения образовательных ресурсов. Площадками по обмену опытом являются детские сады «Болашак», «Мурагер», «Ивушка», «Балапан», школа-лицей, на базе которых действуют инновационные проекты по внедрению STEM-обучения и робототехники. Педагоги дошкольных организаций и школ города в соавторстве со своими коллегами работают над созданием учебников, по которым учатся школьники республики. С учётом глобальных тенденций в образовании их активно используют и в цифровом формате на платформе TopIQ.
В IT-кабинете Межшкольного учебно-производственного комбината проводится успешная интеграция учащихся в научно-исследовательскую среду с целью формирования инженерно-технического мышления юного поколения. Ежегодно МУПК проводит круглые столы «Инженеры будущего», конкурсы по 3D-моделированию, экскурсии на предприятия.
Процесс обновления содержания образования сопровождается изменениями и методической работы. Сегодня «потребительское» отношение к методической работе не срабатывает. Она давно перестала быть средством снабжения готовыми методиками, сценариями, разработками. Сейчас на первый план взаимоотношений методистов, руководящих кадров и педагогов выходит распределённое лидерство. Лидерство может быть распределено, но не может и не должно контролироваться. Лидерство развивается в соответствии с потребностями каждой организации, с учетом её особенностей, специфики, направления. Для того чтобы учебно-воспитательный процесс носил поступательный характер, нам необходимо поддерживать ключевые идеи новых подходов в обучении через профессиональное взаимодействие.
В нашем городе ежегодно в соответствии с установленным планом проходят курсовую подготовку педагоги, административные кадры. В школах города есть как тренеры, так и координаторы. Это уже лидерская команда. Акцентирую внимание на том, что команда лидеров – это педагоги, школьные тренеры, координаторы и, конечно, администрация. Таким образом, мы стремимся развивать распределённое лидерство как эффективный инструмент современного менеджмента.
С чего мы начали? Мы интегрировали ключевые идеи системно-деятельностного, компетентностного и, конечно, конструктивистского подходов. Cтруктура долгосрочных планов развития включает все необходимые компоненты: анализ, цели и ожидаемые результаты, план действий по выполнению программы, мониторинг и оценивание результативности. Действует фокус-группа «Лидерство и управление» в рамках ассоциации ведущих школ с целью обмена опытом, в работу которых привлекаем коллег – педагогов из сельской местности.
Изменения происходят в умениях учащихся обучать друг друга, взаимодействовать на уроках и в осознании себя в роли рефлексивных агентов учителей-лидеров.
Современные интеграционные процессы выдвигают инклюзив в образовательные приоритеты. Запущена областная экспериментальная площадка по инклюзивному образованию на базе общеобразовательной школы №1.
Одним из показателей качества знаний учащихся являются их достижения в многочисленных интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях научных проектов. Мы гордимся достижениями наших школьников на интеллектуальных соревнованиях, олимпиадах, среди которых победители городской, призёры областной олимпиады по основам наук. Особой гордостью является выпускник школы-лицея, студент КРУ им. А.Байтурсынова Владислав Поруков – двукратный призёр республиканского этапа олимпиады по общеобразовательным предметам (география, учитель А.Есионова).
Влад Поруков на выручении премии Триумф
Лучший педагог организаций образования РК 2021 года, соавтор учебника Оксана Лауто
Нельзя не отметить очевидную ключевую роль учителя в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения. Пристальное внимание к педагогу, к повышению уровня его профессионального мастерства в современных условиях стали основными приоритетами для государства в системе образования. В конкурсе «Лучший педагог организации образования» победителями республиканского этапа являются педагоги Светлана Тарасова, Виктор Прахнау, Оксана Лауто. Победителем областного этапа главного конкурса учителей является Елена Горбунова.
Труд педагогов сегодня заметен. Принят Закон о статусе педагога. Установлены доплаты за педагогическое мастерство. Большое внимание уделяется молодым специалистам. Нам ещё многого предстоит добиться в достижении целей и задач, которые ставит перед нами сама жизнь. И мы не стоим на месте. В этом постоянном движении, желании и открытости к обучению на протяжении всей жизни и видится смысл нашей прекрасной профессии.
Лейла ШОКАНОВА,
руководитель методического кабинета отдела образования г. Лисаковска
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.