Слово «букварь» для многим поколений стало символом начала грамотности, обучения алфавиту, звукам, чтению.
Так сложилось, что в последние десятилетия амбициозные реформы казахстанского образования были связаны с отказом от многих предыдущих атрибутов начального образования, в том числе и от букваря. Методом проб и ошибок казахстанская система образования идёт по пути построения собственной модели, которая позволит сочетать наиболее передовые достижения как предшествующей советской школы, так и успешных зарубежных практик. Не стоит забывать и о цене тех или иных проб и ошибок, признать которые не всегда бывает просто. Тем отраднее выглядит решение высшего казахстанского ведомства образования о возврате к ставшему для многих родным букварю. До сих пор многие взрослые помнят церемонию прощания с букварём, которая символизировала завершение самого первого этапа на пути к знаниям и грамотности.
Решение вернуть в казахстанские школы букварь имеет и характер исторической памяти, поскольку в предстоящем 2022 году наша страна вместе со всем миром будет отмечать 150-летие основоположника казахского языкознания и литературоведения Ахмета Байтурсынова. Опыт предков нередко оказывается более ценным, чем любая инновационная практика, так как он концентрирует в себе не только рациональные цели, но и духовные, ценностные аспекты.
Любой современный школьник научится читать – об этом скажет каждый учитель. Нередко детки приходят в школу с уже имеющимися навыками чтения и даже скорочтения. Вместе с тем, основы языкознания являются гораздо более сложными и многоаспектными, нежели просто умение составлять буквы в слоги, а слоги в предложения, хотя традиционно именно первоначальные навыки чтения определяются как цель букваря. Однако букварь представляет собой не просто последовательность букв алфавита, но их поэтапное изучение с точки зрения наиболее благоприятного усвоения и более лёгкого и быстрого формирования навыков чтения. Разработчиками обновлённых казахстанских книг для первоклассников «Букварь» и «Әліппе» предусмотрено, что первые 12 уроков будут посвящены изучению понятий «слово», «слог», «ударение», «звук». Только с 13 урока начинается непосредственно знакомство с буквами алфавита. Причём, в последовательности изучения букв соблюдается порядок, который был предложен еще Ахметом Байтурсыновым. То есть, например, после буквы «А» изучается буква «Р», последовательность изучения других букв также не связана с алфавитным рядом, а основана на доказанной методике более эффективного обучения, в том числе и с точки зрения частоты употребления той или иной буквы в словах.
Наверное, без преувеличения можно сказать, что первоклассникам 2021 года повезло, как и их родителям. Им предстоит увлекательный путь по трогательному знакомству с каждой буквой казахского и русского алфавитов, неспешное обучение основам казахского и русского языкознания. Для многих родителей первоклашек возвращение к букварю – это как символ проверенных временем традиций образования, источник доверия к школе и образованию в целом. Остается пожелать успехов учителям, их ученикам и родителям. Здравствуй, новый букварь!
Камила МОЛДАБАЕВА,
учитель начальных классов ОШ №17, г. Костанай
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.