Жизнь как пример служения идеалам науки

Выпуск - №41(437)   :   16.10.2020
337


4 октября исполнилось 84 года со дня рождения Умирзака Султангазина – выдающегося математика, академика наук КазССР, доктора физико-математических наук, профессора, почётного члена Российской академии космонавтики, директора института космических исследований министерства образования и науки Республики Казахстан.

Умирзак Махмутович родился в ауле Караоба Сарыкольского района, Костанайской области. Как говорил сам академик, фундамент духовной жизни закладывается именно в ранние годы и зависит от семьи, окружающей среды и школы. Он вырос в ауле в послевоенные годы, они были очень трудные, но памятные, как вспоминает ученый, это был период какой-то особой сплочённости людей, отличавшихся сердечностью и добротой. Родители Султангазина, трудившиеся с утра до вечера в колхозе, воспитывали не словами, а личным примером, так он с раннего детства был приучен к труду. Умирзак Султангазин учился в обычной сельской школе, с теплом он отзывался о своём учителе математики Мырзагали Карсакпаеве, рассказывал о том, что преподаватель после уроков специально занимался с теми ребятами, кто проявлял интерес к этому предмету. Особенно усиленно в 9-10 классах: «от корки до корки перерешали сборник Моденова для поступающих в МГУ – сборник самых трудных в то время задач», как вспоминал Султангазин. 

После такой подготовки оказалось несложно поступить на физико-математический факультет Казахского государственного университета им. С.М. Кирова. Ученики караобинской  школы выделялись на вступительных экзаменах в вузы. И в дальнейшем было легко и интересно в учении. На физмате преподавали замечательные люди: Персидский, Закарин, Ибрашев. Как отмечал Умирзак Махмутович, не стал болезненным и переход от элементарной «конкретной» школьной математики к «абстрактной» вузовской, который не все выдерживали: «Действительно, трудно было, когда начинаешь иметь дело с объектами, которых никогда не чувствовал, не видел, но когда втягиваешься в это и начинаешь мыслить абстрактно, то начинаешь чувствовать и мощь человеческого мышления, мощь современной математики, понимать, что это не игра, а отражение реального мира». 



В 1958 году Султангазин окончил вуз по специальности «математика».

«Университет окончил с отличием, и меня оставили ассистентом на кафедре. А благосклонная оценка моей дипломной работы самим академиком Константином Петровичем Персидским стала большим стимулом к научной работе», - вспоминал Умирзак Султангазин.

С 1958 г. по 1964 г. работал ассистентом, старшим преподавателем на кафедрах высшей алгебры, дифференциальных уравнений и вычислительной математики Казахского государственного университета. В 1964-1965 гг. был стажёром-исследователем в вычислительном центре сибирского отделения Академии наук СССР в г. Новосибирске. Под руководством академика Г.И. Марчука Султангазин подготовил диссертацию на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук, которую блестяще защитил в 1966 г. в Институте математики СО АН СССР. После этого он возвратился в КазГУ, где продолжил деятельность доцентом кафедры вычислительной математики. Он разработал специальные курсы, которые впоследствии были включены в учебный план, и по ним подготовлено не одно поколение молодых специалистов механико-математического факультета; руководил научными работами аспирантов и соискателей, принимал активное участие в организации и проведении республиканских и всесоюзных научных конференций и совещаний.

Академик Султангазин – единственный казах лауреат Государственной премии СССР в области математики, лауреат премии Академии наук СССР и Чехословацкой академии наук в области естественных наук (1989 г.). Умирзак Махмутович – талантливый организатор науки, что подтверждает его активная деятельность, снискавшая заслуженное уважение и огромный авторитет среди казахстанских учёных и зарубежных коллег. Научная общественность высоко ценила его глубокие энциклопедические знания, честность, принципиальность, интеллигентность. 

Султангазиным опубликовано около 350 научных работ: монографий, учебников, статей на казахском, русском и английском языках. Его монография «Дискретные нелинейные модели уравнения Больцмана» переведена на английский язык. В 2002 году под редакцией академика Султангазина издана коллективная монография «Космические исследования в Казахстане». Монография посвящена результатам многолетних исследований учёных, выполненных по научным программам полетов казахстанских космонавтов. 

Много сил учёный уделял подготовке высококвалифицированных научных кадров для республики. Он был научным руководителем аспирантов Института космических исследований. По инициативе Умирзака Султангазина в 2004 г. в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилёва на базе Института космических исследований и Центра космического мониторинга открыта новая специальность «Дистанционное зондирование и геоинформационные системы» для обучения в магистратуре. В качестве приглашённого профессора он читал лекции в университете Киото (Япония), в Дели, Мадрасе (Индия), в университете Западной Богемии и Институте математики Академии наук Чехии. 

Жизнь и деятельность академика Султангазина – это пример беззаветного служения идеалам науки, неутомимого творческого поиска. 
 

Дияз ШАЛГИМБАЕВ,
преподаватель общественных дисциплин Казахстанского агротехнического колледжа

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.