Жизнь современного педагога дополнительного образования

Выпуск - №44 (541)   :   10.11.2022
511

В жизни каждого человека наступает момент принятия важных решений, которые определяют его дальнейший путь. Еще с 7 класса я не только поняла, что хочу быть преподавателем, но и уже знала, по какому предмету. 

Занятие настольными играми было моим хобби. С 12 лет я посещала кружок настольных игр и нашла своего тренера. Им стал Мухамедкалий Сиилович Аскаров, основатель тогызкумалака в Костанайском районе, сейчас – ветеран педагогического труда. Мухамедкалий Сиилович всегда был и остаётся отзывчивым, справедливым и ответственным человеком, который посвятил меня в тайны тогызкумалака и передал мне своё мастерство. Благодаря замечательному тренеру наша команда не раз становилась призёром областных соревнований по тогызкумалаку. 

Теперь я сама тренер-преподаватель. И это не просто профессия, а образ жизни. От того, как я буду думать, жить, дышать, что говорить, зависит будущее моих воспитанников. Активная жизненная позиция педагога помогает юным спортсменам самоутвердиться, адаптироваться и оценить себя в современном мире. На меня равняются мои воспитанники, и я не могу не оправдать их ожидания. Каждое моё выступление на соревнованиях по тогызкумалаку, каждый ход и приём тут же оцениваются. Поэтому моя задача как наставника – создать условия для саморазвития воспитанников, чтобы у них были силы достигать спортивных, творческих, профессиональных вершин. Моя работа творческая. Она требует от меня заряда энергии, вдохновения, интеллектуального и эмоционального напряжения, которые стимулируются и поддерживаются контактом с учениками, ответственностью перед ними, желанием соответствовать их самым высоким ожиданиям. Дети ценят педагогов не за имя, а за человечность и мастерство. А для тренера, в каких бы условиях и по каким бы стандартам он ни работал, главное – дать детям знания и раскрыть спортсмена. 

Хочу сказать, что я ни разу не пожалела о том, что стала тренером. У меня есть любимая работа, семья – всё, о чём может мечтать каждый человек. Это способствует моему желанию и возможности реализовать себя в любимом деле. И настоящим тренером, я считаю, может стать не тот, кто просто получил диплом и пришёл тренировать, а кто на собственном примере способен воспитать в детях высокие качества и мастерство. 

Для тренера-преподавателя важны не только профессиональные качества, но и человеческие. Он воспитывает собой, так как нравственные устои не столько передаются в словесной форме, сколько создаются в результате учебно-тренировочной деятельности. В преподавателе важно всё: как он говорит, как он ест, как ходит, какие у него привычки, как одевается и т. д. Вот почему моральный облик тренера, его поведение, его общий интеллектуальный кругозор, а также его внешние качества не являются его частным делом. Это профессиональные ценности. Тренер должен быть искренним с детьми, естественным – всегда и везде! Сделал ошибку, тут же её признай прямо и открыто – авторитет не поколеблется. Дети чувствуют, когда их обманывают взрослые и не терпят этого, но они способны прощать ошибки и просчёты, понимая, что все ошибаются. 

Что для меня значит быть тренером? Это каждый день общаться с детьми, открывая для себя новое. Меняются они, меняюсь и я вместе с ними. Мне нравится видеть мир их глазами и находить в этом радость и удовлетворение. Если ребёнок хочет видеть в тебе не только тренера-преподавателя, но и учителя жизни, то надо быть готовым и к этому служению. Иначе ты плохой тренер. Любовь и доброта – лучшие качества тренера в общении с детьми. Ведь у каждого ребёнка есть потребность в эмоциональном контакте. Я не боюсь хвалить детей даже тогда, когда их успехи скромны, так как это воспитывает уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг более твёрдым, пробуждает интерес к учебно-тренировочным занятиям, соревнованиям и самосовершенствованию. 

Для кого-то тренер – это преподаватель определённого вида спорта, а для меня тренер – это, прежде всего, воспитатель, наставник подрастающего поколения, способный всегда прийти на помощь своему воспитаннику. Именно тренер вводит нас в мир спорта, дарит свою любовь и тепло своего сердца. Не стоит ждать хороших результатов от ребёнка, обиженного педагогом. Результат работы тренера – это результат его воспитанников, и не только выраженный в успешном выступлении на соревновании. Проводя тренировки и оценивая работу детей, я переживаю за каждое действие, сделанное ими. Фактически я оцениваю саму себя. 

По моему мнению, быть тренером – это не просто быть хорошим педагогом и наставником. Это значит быть человеком. Человеком, способным увлечь других людей своими идеями, способным побудить их к достижению высоких результатов. А это важно не только в спорте. 
 

Раушан КУТУМБЕКОВА, 
педагог дополнительного образования Дома детского творчества, Костанайский район

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.