Первое мероприятие неформального, свободного формата прошло в Карабалыкском районе для тех педагогов, кто устал от рутины, кто хотел зарядиться новыми идеями. Мы его назвали «Неавгустовка в Карабалыкском районе». Неавгустовка – это уже бренд, созданный Улжан Байгенжиной, поэтому решили по согласованию, что мероприятие будет именно с таким названием.
Педагог – это не просто профессия, это призвание, которое требует постоянного развития и искренней любви к детям и окружающим. В свете последних событий, как никогда актуальна фраза из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» о том, что нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее. Вот и приходится педагогу бежать в рамках профессионального развития, чтобы быть востребованным, преодолевая различные препятствия на пути многозадачности, сохраняя баланс между работой и личной жизнью.
Сегодня педагог – это обладатель множества навыков. К таким навыкам относятся hard skills и soft skills. Для тех, кто не знает, нard skills профессиональные навыки и знания, необходимые для конкретной области знаний, soft – навыки, связанные с личными качествами человека, 4К-компетенциями, о которых сейчас так много говорят. Стремительно меняющейся мир выводит на первую ступень развития такой групповой навык как self skills – навыки заботы о себе, о которых раньше и не упоминалось, они направленны на понимание себя, на самодиагностику, и педагог в этом случае не исключение. Ему очень важно уметь анализировать своё состояние, осознавать свои потребности и интересы, знать, какими ресурсами он обладает и как их можно использовать. К этим навыкам можно отнести способность задумываться над процессами, протекающими в жизни, умение понимать свои ощущения, желания и мечты. Работая с педагогами в рамках развития, видим, что навыки заботы о себе – это лишь единичные случаи, абсолютно каждый педагог сталкивается с рядом непреодолимых страхов даже в рамках простого профессионального общения.
Среди них страх критики. Да, педагоги опасаются, что их идеи будут подвергнуты критике со стороны коллег, и это вызывает неуверенность в своих способностях. Страх некомпетентности: многие чувствуют, что их знания или опыт недостаточны для полноценного общения с более авторитетными коллегами. Страх конфликтов: некоторые педагоги стремятся избегать споров или разногласий, что приводит к отказу от профессионального общения, особенно если темы могут быть эмоционально заряженными. Страх социальной тревожности очень влияет на общение с коллегами, особенно в больших группах. Перфекционизм приводит к страху ошибиться или показать недостаточную степень подготовки, что создаёт барьер для общения. Некоторые педагоги воспринимают коммуникации как нагрузку, и поэтому они не рассматривают это как возможность для роста и обмена опытом. А ещё недостаток времени – главный аргумент, условия плотного графика создают напряжение и нежелание участвовать в обсуждениях. Можно также выделить культурные и структурные объекты: в некоторых организациях образования существует иерархия или «культура молчания», которая препятствует открытому взаимодействию между педагогами.
Для преодоления этих страхов важно создавать тот самый supportive (поддержку) и открытые рабочие среды, где педагоги могут ощущать себя уверенно, делиться своими мыслями и настраиваться на конструктивное взаимодействие. Ведь поддержка коллег и открытость к диалогу могут существенно облегчить процесс профессионального общения – проверено временем.
Все эти предпосылки подвигли нас организовать ряд мероприятий, направленных именно на развитие таких навыков. Давно думали о том, чем и как бы расшевелить педагогическую общественность нашего района. И дело здесь абсолютно не в профессиональном обучении и развитии учителей, этого в буднях педагогов сегодня достаточно. Многие, в том числе и наши коллеги, недооценивают сложность профессии, иногда теряют ориентиры, что неизбежно приводит к выгоранию. Поэтому и пришло решение организовать неавгустовку.
Опытные спикеры, как супергерои, всегда готовы поделиться своим идеями и стратегиями управления ресурсами, готовы рассказать о современных подходах по сохранению энергии и мотивации, о том, как создать на работе атмосферу доверия и полного умиротворения. Такими спикерами мероприятия стали Алина Алимбаева с кофейной паузой, Айслу Кузенбаева с азами создания атмосферы и сотрудничества, Александра Петренко – в её арсенале дзен педагога и, конечно, сама Улжан Байгенжина с мастерской ресурсов. Они известны в педагогических кругах Костанайской области и неравнодушны к вопросам профессионального развития.
Что дала эта встреча педагогам? Понимание того, что учитель – это не просто профессионал, передающий знания, но и человек, который нуждается в поддержке, вдохновении и мотивации для продолжения своей работы. Это демонстрация того, что мы не одни и можем учиться друг у друга, черпать вдохновение и находить новые подходы в работе. А самое главное это даёт нам возможность взглянуть на нашу профессию с другой стороны, отвлечься от рутины и увидеть свою важность и значимость. Это старт для новых инициатив и призыв продолжать учительский путь, поддерживая друг друга, вдохновляя на создание новых событий. Такие мероприятия действительно нужны, их ценность трудно переоценить, ведь именно они создают пространство для людей, открытых к новому, готовых учиться и делиться своим опытом.
Неавгустовка – это своего рода стартовая площадка для множества идей и совместных начинаний, где обсуждаются насущные проблемы с нахождением совместных решений. Участники унесли с собой не только новые знания, но и заряд вдохновения, который, я уверена, обязательно отразится на их профессиональной деятельности. А мы с нетерпением будем ждать новых встреч с педагогами, ведь планы на будущее уже сформированы. Неавгустовка обещает стать традицией, объединяющей всех, кто неравнодушен к будущему образования. 15 февраля уже планируется такое мероприятие в г. Костанае. По всем вопросам участия можно обращаться к основателю неавгустовки.
Татьяна ЛЕВАНОВА,
директор Тогузакской ОШ, Карабалыкский район
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.