Первое мероприятие неформального, свободного формата прошло в Карабалыкском районе для тех педагогов, кто устал от рутины, кто хотел зарядиться новыми идеями. Мы его назвали «Неавгустовка в Карабалыкском районе». Неавгустовка – это уже бренд, созданный Улжан Байгенжиной, поэтому решили по согласованию, что мероприятие будет именно с таким названием.
Педагог – это не просто профессия, это призвание, которое требует постоянного развития и искренней любви к детям и окружающим. В свете последних событий, как никогда актуальна фраза из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» о том, что нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее. Вот и приходится педагогу бежать в рамках профессионального развития, чтобы быть востребованным, преодолевая различные препятствия на пути многозадачности, сохраняя баланс между работой и личной жизнью.
Сегодня педагог – это обладатель множества навыков. К таким навыкам относятся hard skills и soft skills. Для тех, кто не знает, нard skills профессиональные навыки и знания, необходимые для конкретной области знаний, soft – навыки, связанные с личными качествами человека, 4К-компетенциями, о которых сейчас так много говорят. Стремительно меняющейся мир выводит на первую ступень развития такой групповой навык как self skills – навыки заботы о себе, о которых раньше и не упоминалось, они направленны на понимание себя, на самодиагностику, и педагог в этом случае не исключение. Ему очень важно уметь анализировать своё состояние, осознавать свои потребности и интересы, знать, какими ресурсами он обладает и как их можно использовать. К этим навыкам можно отнести способность задумываться над процессами, протекающими в жизни, умение понимать свои ощущения, желания и мечты. Работая с педагогами в рамках развития, видим, что навыки заботы о себе – это лишь единичные случаи, абсолютно каждый педагог сталкивается с рядом непреодолимых страхов даже в рамках простого профессионального общения.
Среди них страх критики. Да, педагоги опасаются, что их идеи будут подвергнуты критике со стороны коллег, и это вызывает неуверенность в своих способностях. Страх некомпетентности: многие чувствуют, что их знания или опыт недостаточны для полноценного общения с более авторитетными коллегами. Страх конфликтов: некоторые педагоги стремятся избегать споров или разногласий, что приводит к отказу от профессионального общения, особенно если темы могут быть эмоционально заряженными. Страх социальной тревожности очень влияет на общение с коллегами, особенно в больших группах. Перфекционизм приводит к страху ошибиться или показать недостаточную степень подготовки, что создаёт барьер для общения. Некоторые педагоги воспринимают коммуникации как нагрузку, и поэтому они не рассматривают это как возможность для роста и обмена опытом. А ещё недостаток времени – главный аргумент, условия плотного графика создают напряжение и нежелание участвовать в обсуждениях. Можно также выделить культурные и структурные объекты: в некоторых организациях образования существует иерархия или «культура молчания», которая препятствует открытому взаимодействию между педагогами.
Для преодоления этих страхов важно создавать тот самый supportive (поддержку) и открытые рабочие среды, где педагоги могут ощущать себя уверенно, делиться своими мыслями и настраиваться на конструктивное взаимодействие. Ведь поддержка коллег и открытость к диалогу могут существенно облегчить процесс профессионального общения – проверено временем.
Все эти предпосылки подвигли нас организовать ряд мероприятий, направленных именно на развитие таких навыков. Давно думали о том, чем и как бы расшевелить педагогическую общественность нашего района. И дело здесь абсолютно не в профессиональном обучении и развитии учителей, этого в буднях педагогов сегодня достаточно. Многие, в том числе и наши коллеги, недооценивают сложность профессии, иногда теряют ориентиры, что неизбежно приводит к выгоранию. Поэтому и пришло решение организовать неавгустовку.
Опытные спикеры, как супергерои, всегда готовы поделиться своим идеями и стратегиями управления ресурсами, готовы рассказать о современных подходах по сохранению энергии и мотивации, о том, как создать на работе атмосферу доверия и полного умиротворения. Такими спикерами мероприятия стали Алина Алимбаева с кофейной паузой, Айслу Кузенбаева с азами создания атмосферы и сотрудничества, Александра Петренко – в её арсенале дзен педагога и, конечно, сама Улжан Байгенжина с мастерской ресурсов. Они известны в педагогических кругах Костанайской области и неравнодушны к вопросам профессионального развития.
Что дала эта встреча педагогам? Понимание того, что учитель – это не просто профессионал, передающий знания, но и человек, который нуждается в поддержке, вдохновении и мотивации для продолжения своей работы. Это демонстрация того, что мы не одни и можем учиться друг у друга, черпать вдохновение и находить новые подходы в работе. А самое главное это даёт нам возможность взглянуть на нашу профессию с другой стороны, отвлечься от рутины и увидеть свою важность и значимость. Это старт для новых инициатив и призыв продолжать учительский путь, поддерживая друг друга, вдохновляя на создание новых событий. Такие мероприятия действительно нужны, их ценность трудно переоценить, ведь именно они создают пространство для людей, открытых к новому, готовых учиться и делиться своим опытом.
Неавгустовка – это своего рода стартовая площадка для множества идей и совместных начинаний, где обсуждаются насущные проблемы с нахождением совместных решений. Участники унесли с собой не только новые знания, но и заряд вдохновения, который, я уверена, обязательно отразится на их профессиональной деятельности. А мы с нетерпением будем ждать новых встреч с педагогами, ведь планы на будущее уже сформированы. Неавгустовка обещает стать традицией, объединяющей всех, кто неравнодушен к будущему образования. 15 февраля уже планируется такое мероприятие в г. Костанае. По всем вопросам участия можно обращаться к основателю неавгустовки.
Татьяна ЛЕВАНОВА,
директор Тогузакской ОШ, Карабалыкский район