В общеобразовательной школе №14 им. Д.Карбышева в рамках недели начальных классов был проведён конкурс юных мастеров художественного слова «Зимние фантазии».
По словам ответственной за проведение мероприятия Алтынбике Коршуновой, задачами конкурса были повышение интереса к чтению литературных произведений, развитие творческого и интеллектуального потенциала участников, выявление наиболее талантливых и артистичных чтецов среди учащихся начального звена, развитие навыков ораторского искусства, выразительного чтения, культуры публичного выступления.
Мы вынуждены констатировать, что Казахстан скатился в международных рейтингах по читательской грамотности. Таковы результаты международной оценки качества образования ОЭСР PISA. Ту же картину демонстрируют результаты исследования PIRLS-2021. PIRLS оценивает на уровне 4-х классов, PISA оценивает на уровне 15-летних детей. Читательская грамотность – это способность интерпретировать тексты, анализировать и искать в них скрытый смысл и значение. Она включает в себя навыки анализа и понимания текстов, умение сформулировать и выразить свои мысли, а также применять полученные знания в социальной и личной жизни. Это незаменимый навык в условиях доминирования социальных сетей в жизни подрастающего поколения, важнейший элемент формирования личности.
«Наши школьники отстают от своих сверстников в странах ОЭСР на три года. Такая, казалось бы, безобидная категория – читательская грамотность в то же время показывает системные проблемы. Показывает, что сегодня дети больше вовлечены в социальные сети», – выразил обеспокоенность спикер Сената Маулен Ашимбаев. Так почему же читательская грамотность казахстанских школьников хромает? Анализ результатов анкетирования PIRLS показал, что многое зависит от отношения родителей к этому вопросу. В Казахстане доля учащихся, родители которых любят читать, всего 17%, что почти в два раза меньше, чем в среднем по миру (31%). Между тем, международные эксперты отмечают, что именно через чтение и письмо развивается критическое мышление. А наличие последнего определяет способность человека противостоять гаджетизации и осознанно подходить к потреблению информации.
В этих условиях важное значение имеет школа. Актуальным становится вопрос, насколько активные методы педагогики и обучения применяются для повышения читательской грамотности учителями. И такие внеклассные мероприятия, как конкурсы чтецов, становятся одним из залогов успеха в достижении цели.
От хорошего чтеца требуется несколько важных качеств: сценическое мастерство, артистизм, эмоциональность, отличное знание текста, умение расставить акценты, способность донести до слушателей мысли и идеи автора. К нашей большой радости, воспитанники начальной школы порадовали своими выступлениями. Следует отметить большую работу, проведённую учителями начальных классов: у многих детей чтение сопровождалось интересной инсценировкой, яркой презентацией либо видеосюжетом, это только добавляло новые краски и создавало необычную остроту восприятия произведения. Конечно, необходимую помощь оказали в подготовке к конкурсу родители: у выступающих на сцене были отличные костюмы, гармонично соответствующие содержанию стихотворения.
Теперь представьте, что творилось в зале. Выходит совсем юная исполнительница, второклассница Анюта Марар, в белоснежном костюме с кружевной короной и артистично, мастерски читает «Белые стихи» Сергея Михалкова, да ещё и в сопровождении презентации. Это было великолепно! Или когда первоклассник Таймас Амирханов проникновенно и с изумительным чувством исполнил знаменитое «Зимнее утро» Александра Сергеевича Пушкина. А ведь это программа 7 класса! Значит, не всё так плохо с нашими детьми. Надо просто чуточку больше внимания уделять чтению, чаще проводить необычные мероприятия, смело внедрять новые методы и активнее привлекать родителей.
Ученики 3-4 классов также продемонстрировали отличное знание текста, подготовили презентации, видеосюжеты, хорошо читали, но, в отличие от выступлений воспитанников КПП, учеников 1 и 2 классов, этой группе немного не хватило чувств, проникновенности, возможно, это связано с возрастными особенностями. И всё-таки мы дождались эмоций! Четвероклассник Савелий Плетюхин отлично исполнил отрывок из стихотворения Николая Некрасова «Крестьянские дети», сложность была и в том, что в отрывке был диалог, но Савелий блестяще справился с задачей и с большим чувством, искренней детской непосредственностью передал картину происходящего «однажды в студёную зимнюю пору».
Жюри определило призёров и победителей конкурса среди учащихся КПП, 1 и 2 классов: Ника Уральцева, Айзере Искендирова, Анита Шейн, Таймас Амирханов, София Бармина, Богдана Холчева и Анюта Марар; среди учащихся 3 и 4 классов: Владлен Нетёсов, Максим Курдюков, Денис Халанский, Айлин Мухамбетова, Кира Ярем, Арина Ярем и Савелий Плетюхин. По единодушному мнению членов жюри, все юные чтецы прекрасно выступали, ребята продемонстрировали отличное исполнение, и в этом большая заслуга педагогов и родителей, готовивших детей.
- Мы получили огромное удовольствие: сегодня звучали стихи, у многих детей была собственная интерпретация текста, своё прочтение произведений, что вызывало живой интерес, порой удивление, иногда улыбку, чаще восхищение. А самое главное – дети прикоснулись к творчеству замечательных мастеров слова, – поделились своими впечатлениями педагоги. – Важно не останавливаться на этом, продолжать работу в повышении уровня читательской грамотности, у детей есть интерес к литературе, к поэзии.
Надеемся, что все эти юные любители поэзии продолжат расширять свой интерес к чтению литературных произведений. Ведь на вопрос, как надо воспитывать детей, наш известный поэт Олжас Сулейменов отвечает лаконично и ёмко: «Надо научить их читать. Мировая литература их воспитает». Добавлю, что для формирования в обществе высокой культуры чтения в Казахстане появился новый праздник – Национальный день книги, который будет отмечаться 23 апреля.
Асхат АЛТЫБАЕВ,
учитель русского языка и литературы ОШ №14
им. Д.Карбышева, г. Рудный
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».