Чтение с фантазией

Выпуск - №5(653)   :   05.02.2025
482

image

В общеобразовательной школе №14 им. Д.Карбышева в рамках недели начальных классов был проведён конкурс юных мастеров художественного слова «Зимние фантазии».
По словам ответственной за проведение мероприятия Алтынбике Коршуновой, задачами конкурса были повышение интереса к чтению литературных произведений, развитие творческого и интеллектуального потенциала участников, выявление наиболее талантливых и артистичных чтецов среди учащихся начального звена, развитие навыков ораторского искусства, выразительного чтения, культуры публичного выступления.
Мы вынуждены констатировать, что Казахстан скатился в международных рейтингах по читательской грамотности. Таковы результаты международной оценки качества образования ОЭСР PISA. Ту же картину демонстрируют результаты исследования PIRLS-2021. PIRLS оценивает на уровне 4-х классов, PISA оценивает на уровне 15-летних детей. Читательская грамотность – это способность интерпретировать тексты, анализировать и искать в них скрытый смысл и значение. Она включает в себя навыки анализа и понимания текстов, умение сформулировать и выразить свои мысли, а также применять полученные знания в социальной и личной жизни. Это незаменимый навык в условиях доминирования социальных сетей в жизни подрастающего поколения, важнейший элемент формирования личности.
«Наши школьники отстают от своих сверстников в странах ОЭСР на три года. Такая, казалось бы, безобидная категория – читательская грамотность в то же время показывает системные проблемы. Показывает, что сегодня дети больше вовлечены в социальные сети», – выразил обеспокоенность спикер Сената Маулен Ашимбаев. Так почему же читательская грамотность казахстанских школьников хромает? Анализ результатов анкетирования PIRLS показал, что многое зависит от отношения родителей к этому вопросу. В Казахстане доля учащихся, родители которых любят читать, всего 17%, что почти в два раза меньше, чем в среднем по миру (31%). Между тем, международные эксперты отмечают, что именно через чтение и письмо развивается критическое мышление. А наличие последнего определяет способность человека противостоять гаджетизации и осознанно подходить к потреблению информации.
В этих условиях важное значение имеет школа. Актуальным становится вопрос, насколько активные методы педагогики и обучения применяются для повышения читательской грамотности учителями. И такие внеклассные мероприятия, как конкурсы чтецов, становятся одним из залогов успеха в достижении цели.
От хорошего чтеца требуется несколько важных качеств: сценическое мастерство, артистизм, эмоциональность, отличное знание текста, умение расставить акценты, способность донести до слушателей мысли и идеи автора. К нашей большой радости, воспитанники начальной школы порадовали своими выступлениями. Следует отметить большую работу, проведённую учителями начальных классов: у многих детей чтение сопровождалось интересной инсценировкой, яркой презентацией либо видеосюжетом, это только добавляло новые краски и создавало необычную остроту восприятия произведения. Конечно, необходимую помощь оказали в подготовке к конкурсу родители: у выступающих на сцене были отличные костюмы, гармонично соответствующие содержанию стихотворения.
Теперь представьте, что творилось в зале. Выходит совсем юная исполнительница, второклассница Анюта Марар, в белоснежном костюме с кружевной короной и артистично, мастерски читает «Белые стихи» Сергея Михалкова, да ещё и в сопровождении презентации. Это было великолепно! Или когда первоклассник Таймас Амирханов проникновенно и с изумительным чувством исполнил знаменитое «Зимнее утро» Александра Сергеевича Пушкина. А ведь это программа 7 класса! Значит, не всё так плохо с нашими детьми. Надо просто чуточку больше внимания уделять чтению, чаще проводить необычные мероприятия, смело внедрять новые методы и активнее привлекать родителей.
Ученики 3-4 классов также продемонстрировали отличное знание текста, подготовили презентации, видеосюжеты, хорошо читали, но, в отличие от выступлений воспитанников КПП, учеников 1 и 2 классов, этой группе немного не хватило чувств, проникновенности, возможно, это связано с возрастными особенностями. И всё-таки мы дождались эмоций! Четвероклассник Савелий Плетюхин отлично исполнил отрывок из стихотворения Николая Некрасова «Крестьянские дети», сложность была и в том, что в отрывке был диалог, но Савелий блестяще справился с задачей и с большим чувством, искренней детской непосредственностью передал картину происходящего «однажды в студёную зимнюю пору».
Жюри определило призёров и победителей конкурса среди учащихся КПП, 1 и 2 классов: Ника Уральцева, Айзере Искендирова, Анита Шейн, Таймас Амирханов, София Бармина, Богдана Холчева и Анюта Марар; среди учащихся 3 и 4 классов: Владлен Нетёсов, Максим Курдюков, Денис Халанский, Айлин Мухамбетова, Кира Ярем, Арина Ярем и Савелий Плетюхин. По единодушному мнению членов жюри, все юные чтецы прекрасно выступали, ребята продемонстрировали отличное исполнение, и в этом большая заслуга педагогов и родителей, готовивших детей.
- Мы получили огромное удовольствие: сегодня звучали стихи, у многих детей была собственная интерпретация текста, своё прочтение произведений, что вызывало живой интерес, порой удивление, иногда улыбку, чаще восхищение. А самое главное – дети прикоснулись к творчеству замечательных мастеров слова, – поделились своими впечатлениями педагоги. – Важно не останавливаться на этом, продолжать работу в повышении уровня читательской грамотности, у детей есть интерес к литературе, к поэзии.
Надеемся, что все эти юные любители поэзии продолжат расширять свой интерес к чтению литературных произведений. Ведь на вопрос, как надо воспитывать детей, наш известный поэт Олжас Сулейменов отвечает лаконично и ёмко: «Надо научить их читать. Мировая литература их воспитает». Добавлю, что для формирования в обществе высокой культуры чтения в Казахстане появился новый праздник – Национальный день книги, который будет отмечаться 23 апреля.

Асхат АЛТЫБАЕВ,
учитель русского языка и литературы ОШ №14

им. Д.Карбышева, г. Рудный

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4