Инклюзия основывается на принципе, согласно которому каждый ребёнок имеет право на полноценное участие в образовательном процессе вне зависимости от его физических, интеллектуальных или эмоциональных особенностей. Это означает, что школа должна создавать пространство, где каждый ребёнок чувствует себя принятым и нужным.
Внеклассная деятельность играет ключевую роль в формировании школьного сообщества и создании дружеской атмосферы. Это могут быть клубы, спортивные секции, творческие кружки, экскурсии и мероприятия. Для детей с особыми потребностями важно, чтобы они могли участвовать в этих активностях наравне со своими сверстниками.
Вот несколько практических рекомендаций по организации инклюзивной внеклассной деятельности.
1. Адаптация мероприятий. Учитывайте потребности всех детей при планировании внеклассных мероприятий, используйте различные форматы и методы для вовлечения всех участников.
2. Создание дружеской атмосферы. Работайте над созданием поддерживающей среды, где дети могут общаться и сотрудничать. Можно организовать тренинги на тему дружбы, уважения и принятия различий. Например, игры на сплочение, которые требуют сотрудничества; мастер-классы по интересам (рисование, изготовление поделок, музыка и т.д.), что позволит каждому проявить свои таланты и научиться чему-то новому; совместное творчество (создание большого коллажа или картины на тему дружбы); круг добра, где каждый говорит что-то положительное о своём товарище; обратная связь, чтобы узнать, что детям понравилось, что нового узнали и какие идеи хотят реализовать в будущем.
3. Привлечение родителей и сообщества. Основные аспекты, подчёркивающие значимость участия родителей в этом процессе, можно выделить следующим образом. Создание партнёрства между школой и семьей, что позволяет не только лучше понимать потребности и особенности каждого ребёнка, но и совместно разрабатывать подходы и мероприятия, которые будут интересны и доступны всем участникам. Активное участие родителей во внеклассной деятельности помогает формировать инклюзивную культуру как в школе, так и в сообществе. Родители могут привнести новые идеи, ресурсы и навыки, что обогащает внеклассные мероприятия; привлечение родителей к деятельности школы помогает создать атмосферу доверия и поддержки. Родители могут активно участвовать в процессе мониторинга и оценки инклюзивной деятельности. Их отзывы и наблюдения помогут выявить сильные стороны программы и определить области, требующие улучшения. Участие родителей в мероприятиях способствует улучшению общения как между ними, так и между детьми. Это создает возможность для детей с особыми потребностями развивать свои социальные навыки в более естественной обстановке. Важно, чтобы родители осознали свою роль в образовательном процессе.
4. Оценка и обратная связь. Регулярно собирайте обратную связь от детей, родителей и педагогов о том, как проходят внеклассные мероприятия. Это позволит выявить слабые места и оперативно их исправлять. Главное, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя ценным и полезным членом сообщества, и тогда школа станет местом, где реализуются мечты и возможности каждого ученика.
Оксана КЛАССЕН,
Татьяна ЮРК,
учителя начальных классов ОШ №8, г. Костанай
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.