В Костанайском политехническом высшем колледже состоялся региональный отборочный чемпионат по робототехнике «KazRobotics 2025», проводимый в рамках Года рабочих профессий.
В чемпионате приняли участие 15 команд из Костаная, Рудного, Лисаковска, Аулиекольского района и района Беймбета Майлина, в каждой – два школьника и тренер-наставник. Команды соревновались в категориях «Робосумо» и «Роботрейс», где им нужно было продемонстрировать точность сборки, отлаженность программ и умение быстро находить инженерные решения в напряжённых состязательных условиях.
Как рассказала заместитель директора по информационным технологиям КПВК Ирина Храмей, ребята приезжают с уже готовыми к работе роботами, с заранее написанными программами для них, но соревнования – дело непредсказуемое, поэтому вся сложность в том, как конструкции отработают положенные действия, насколько они окажутся точны, маневренны, а это зависит и от сборки робота, и от правильности программирования.
- В любом виде спорта спортсмен соревнуется, прежде всего, сам с собой, со своими эмоциями, со своим настроем. У роботов эмоций нет, но их конструируют и запускают люди, поэтому здесь многое зависит то того, как поработал участник на начальном этапе – до соревнований: как он собрал конструкцию, сколько времени уделил её отладке, насколько он ответственно подошёл к этому этапу, насколько он отработал качество сборки этого робота, – поясняет региональный представитель Федерации KazRobotics Денис Комаров. – Во время соревнований у роботов может что-то отпаяться, отвалиться, отклеиться, и, как правило, это результат ошибки на подготовительном этапе. Мы не ограничиваем участников по платформам, конструкциям, у нас нет предпочтений определённым производителям, допускаем всех, рамки только по размерам и весу. Конечно, ребята заранее на своих трассах обкатывают свои конструкции, но на соревнованиях может быть другое освещение, другое поле, робот на это реагирует, и поэтому командам даётся время для отладки уже на месте. И от их навыков зависит, как точно они подстроят своих роботов под заданные условия. Нельзя сказать, что важнее – конструкция или программа. Как в человеке всё должно быть прекрасно, так и в роботе. А тот, кто им управляет, должен уметь хорошо работать и руками, и головой, плюс быть достаточно хладнокровным, чтобы в условиях состязаний быстро сориентироваться и исправить недочёты.
Каждая команда старалась довести своего робота до совершенства и на ринге, и на линии трассы. А жюри, в состав которого вошли Владимир Мадин, Андрей Карпуть, Иван Машенькин, Денис Комаров, Вера Задорожнюк, Евгений Водясов, определило победителей и призёров в каждой категории.
В категории «Робосумо» 1 место занял Роман Мащенко, тренер Самат Сулейменов (г. Костанай), 2 место – Илья Яворский, тренер Самат Сулейменов (г. Костанай), 3 место – Антон Сошников, тренер Наталья Пастухова (г. Лисаковск).
В категории «Роботрейс» 1 место – Кирилл Степаненко и Андрей Манирко, тренер Артём Приз (район Беимбета Майлина), 2 место – Денис Зеленков, тренер Наталья Пастухова (г. Лисаковск), 3 место – Роман Пшеничников, Иван Григорьев, тренер Дмитрий Серкибаев (г. Рудный).
Для успеха команды очень важна работа тренера, который должен не только подобрать одарённых школьников, но и дать им необходимые знания, направить их энтузиазм в правильное русло, помочь хорошим советом, не мешая при этом техническому творчеству ребят. Поэтому благодарственные письма организаторов чемпионата вручены наставникам команд-призёров.
Кирилл Степаненко и Андрей Манирко из школы им. Б.Майлина села Айет, робототехникой занимаются три года в кружке под руководством Артёма Приза. Ребята признаются, что им одинаково нравится конструировать и писать программы, а добиться победы помогла тщательная подготовка: своего робота Кирилл и Андрей долго «тренировали», учитывая все возможные сложности, при сборке постарались применить собственные идеи.
Лучше команды представят Костанайскую область на республиканском чемпионате, который состоится осенью в Астане. Как отмечают организаторы, чемпионат «KazRobotics 2025» – это пространство, где идеи превращаются в инженерные решения, а увлечение техникой – в первые шаги к большому профессиональному будущему. И выражают благодарность участникам, тренерам и судьям за высокий уровень подготовки, увлечённость и стремление к развитию.
Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».