Я – учитель, мне другое сеять…

Выпуск - №10(607)   :   15.03.2024
558
1

В Костанайском высшем педагогическом колледже состоялось мероприятие, посвященное 90-летию со дня рождения педагога, поэта, уникального человека Василия Амельяновича Шалабаева. Устный журнал под названием «Ұстаз – ұлы есім. Учитель – это звучит гордо» был проведён в рамках акции «Рассказы о выдающихся личностях».
Гостями стали коллеги и ученики Василия Амельяновича: отличник просвещения, почётный член Академии педагогических наук, ветеран образования Светлана Мачнева, ветеран педагогики, более 20 лет возглавлявший Докучаевскую среднюю школу Алтынсаринского района («Лучшая организация среднего образования Костанайской области» в 2012 г.), организатор единственной в области «шалабаевской шахматной школы» Сулеймен Мурзатаев, старший тренер Костанайской области по асык-ату Каршал Какашев, педагоги Виталий Александров и Клара Садуакасова.
Целью нашего мероприятия было сохранение наследия выдающегося педагога, ознакомление студентов с жизнью и творчеством Василия Шалабаева. Устный журнал состоял из семи страниц: биографической, педагогической, краеведческой, поэтической, спортивной, исследовательской и исповедальной. Каждая раскрывала многогранную личность Василия Амельяновича.
На биографической странице представлены основные данные от рождения до места захоронения: о родовой принадлежности, о родителях, о получении образования, трудовой путь. Педагогическая страница открывает нам Василия Амельяновича как талантливого педагога, рассказчика и оратора, обладавшего энциклопедическими знаниями, личной точкой зрения, человека с активной жизненной позицией, увлечённого своей профессией.

2

Краеведческая страница рассказывает нам о том, что Василий Амельянович не мог оставаться равнодушным к истории своего района, области. При его личном участии и по его инициативе нескольким сёлам района были возвращены исторические названия: Бозбек, Танабай, посёлок Лермонтова получил имя Ильяса Омарова, родившегося здесь, а село Карагайлы переименовано в Шокай (родовая опора рода аргын-тазы). Василий Амельянович был инициатором и участником мероприятий по увековечиванию имени Ибрая Алтынсарина. В 1988 году на районной августовской конференции учителей он впервые озвучил предложение о переименовании Убаганского района в Алтынсаринский по месту рождения великого учителя.
Поэтическая страница была полностью посвящена стихам Василия Шалабаева. Его поэзия – это философские раздумья человека, умудрённого большим жизненным опытом, собственная оценка исторических моментов развития общества и народа, единство духовной культуры и интернационализм, тонкая, нежная любовная лирика. Студентками Эвелиной Яцола, Томирис Аубакировой, Кариной Найзагариновой, Дильназ Жетписбаевой, Викторией Шулика проникновенно были прочитаны стихотворения «Учитель», «Словно древо, единое целое», «С парой до края», «Шахматы и поэзия», «Ответ сына Бейимбета».
Страница спортивная раскрывала Василия Амельяновича как большого поклонника физической культуры и спорта. Сам в прошлом очень хороший спортсмен, он в течение всей жизни пропагандировал и привлекал окружающих к занятию спортом. Он был участником двух казахстанских спартакиад по фехтованию и баскетболу в составе Северо-Казахстанской области, разрядником по многим видам спорта.
На странице исследовательской мы узнаём, что Шалабаев публиковал научные статьи о топонимических объектах области, высказывал свои взгляды на деятельность исторических личностей, был автором психолого-педагогических статей о программе обществознания, о школьной форме, судьбе казахского языка.
Память об удивительном человеке до сегодняшнего дня с благодарностью, трепетно и бережно хранят не только в семье Шалабаевых, но и друзья,  коллеги Василия Амельяновича, коллективы областного мемориального музея И.Алтынсарина, Костанайского высшего педагогического колледжа и Докучаевской ОШ Алтынсаринского района, общественность Сарыкольского и Алтынсаринского районов. Мы услышали глубокое исследование его поэтического дара, представленное преподавателем кафедры филологи Т.Ткаченко «Тема родины в поэзии В.А. Шалабаева».
Заключительной страницей журнала стала исповедь дочери Бибигуль, которую трогательно прочитала Асия Жамалова. Стихи последователя-докучаевца, учителя, краеведа Сергея Вечера прозвучали в прочтении Егора Нагайко.
Гости рассказывали о том, каким был Василий Амельянович разносторонним, чутким и в тоже время несгибаемой воли человеком. «Главный метод его работы – ориентация на успех в любой ситуации. Он мог вселить уверенность в молодых педагогов, что позволяло
воодушевить их на успешную работу», – сказала Светлана Григорьевна Мачнева. Участники встречи с большим интересом слушали рассказы из первых уст об уникальном педагоге, связанные с ним истории.
Главный принцип жизни учителя-поэта звучит как наказ молодому поколению и, конечно же, нашим студентам школьного отделения: «Я – учитель, мне иное «золото» растить, увлекать в необычайные миры, чтоб за всё болела голова, и к мальчонке, завтра гражданину, золотые я ищу слова».

Л.Юсова, преподаватель кафедры филологии,
Т.Швец, заведующая библиотекой,
Р.Урузбаева, библиотекарь КВПК

Реклама

Литературе вообще нельзя научить, а в школе – особенно. Когда преподаёшь в школе, скажем, Толстого, главное, на мой взгляд, чтобы твой ученик не возненавидел великого классика и его героев, едва прикоснувшись к ним, не потерял их для себя на долгие годы. Для того чтобы действительно узнать Толстого, надо быть уже взрослым человеком. А пока надо постараться, чтобы от встречи с Толстым у молодого человека осталось по крайней мере радостное впечатление, ощущение чего-то светлого и во многом непонятного, к чему хотелось бы вновь и вновь возвращаться в дальнейшем… Самое страшное, что может сделать педагог – это заставлять из-под палки читать великого художника. Это профессиональное преступление.