Дистанционка без стресса

Выпуск - №38(434)   :   01.10.2020
129

В период дистанционного обучения родителям важно быть устойчивыми и помочь своим детям справиться с их тревогами и страхами. Семьям придётся пересмотреть свою степень ответственности, вовлечённости в процесс обучения.

В первую очередь родителям и близким ребёнка необходимо сохранять, поддерживать, культивировать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. Потребуется некоторое время на адаптацию к дистанционному обучению, и это нормальный процесс. 
При общении с детьми старайтесь не фокусировать внимание на темах, осуждающих педагогов и нынешнюю систему образования. Не критикуйте действия учителей в присутствии ребёнка, постарайтесь конструктивно решать возможные сложности. Старайтесь регулярно общаться, разговаривать с ребёнком на темы, связанные с его чувствами и эмоциями. Старайтесь строить перспективы будущего совместно с ребёнком, делитесь своими мыслями, рассказывайте честные истории из жизни, в том числе о преодолении вами и вашими знакомыми трудных жизненных ситуаций. Если ребенок переживает, что не может посещать школу, кружки, то посочувствуйте, скажите, что вы понимаете, как ему сейчас трудно. Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, справляются со стрессом успешнее.

Постарайтесь разобраться в рекомендациях, которые вы получаете от учителей по организации дистанционного обучения. Важно поддерживать связь с классным руководителем и педагогами-предметниками. Для мотивации к учёбе следует ориентировать школьника не на оценку или денежное поощрение, а на то, что нового он узнал, чему научился, что смог выполнить. Если даже в обмен на отличную оценку в четверти вы покупаете ребёнку обещанное, сделайте акцент на том, что он смог сосредоточиться, мобилизовать себя и обрести новые знания.

Старайтесь поддерживать режим дня. Дистанционное обучение — это не каникулы. Ребёнок может дать себе незначительные поблажки: вставать не в 7.00 часов, а в 8.00, например, с учётом, что экономится время на сборы и путь до школы, но в целом стоит сразу соблюдать обычный график пятидневной учебной недели. Это поможет почувствовать ритм учёбы. Детям нужно постараться сохранить учебную атмосферу: соблюдать расписание, не пропускать онлайн-уроки, участвовать в обсуждении, решать тесты и упражнения. 

Поначалу всё новое не может не вызвать интереса, поддержите ребёнка в этом интересе, обсуждайте с ним способы обратной связи и оценивания, учите обращаться с источниками информации и новыми технологиями. 
Так же, как и в школе, на время уроков стоит ограничить использование мобильных телефонов в неучебных целях. Не нужно идти в этом вопросе на конфликт, постарайтесь договориться с ребёнком о времени «развлечений».

Поощряйте физическую активность ребёнка, постарайтесь определить, чем он хотел бы заниматься, находясь дома. Поддерживайте и стимулируйте творческий ручной труд ребёнка, его общение с друзьями, игры на свежем воздухе. Не забывайте о физкультуре, художественном труде, музыке, факультативах. Эти предметы стоят в расписании, и программа по ним также должна выполняться, тем более, что эти занятия помогают снять стресс и переключиться. 

Не стоит требовать от ребёнка в новых условиях слишком многого, но и не требовать совсем тоже будет ошибкой. Не позволяйте, чтобы обучение стало поводом для постоянных конфликтов. Научите ребёнка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах, если ему сложно рассказывать о своих переживаниях родителям или сверстникам, предложите завести дневник, в котором он будет рассказывать о своих проблемах. Выложив стресс на бумагу, он почувствует облегчение, освободившись от возможных негативных мыслей.
 

Динара АЙТЧАНОВА, 
педагог-психолог гимназии, г. Житикара

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.