Дмитрий Ромащенко: «Знание казахского языка – мой патриотический долг»

Выпуск - №13 (460)   :   03.04.2021
351

Поучительная и увлекательная история молодого человека из простой украинской семьи наглядно демонстрирует, что при огромном желании можно не только в совершенстве знать государственный язык, но ещё и преподавать его в общеобразовательной школе подрастающему поколению. 

Педагог и участник национального проекта «100 новых лиц» Дмитрий Ромащенко – прекрасный пример упорства, в результате которого можно достичь любой поставленной цели. Самое интересное, ведь никто в его семье или из его близкого окружения не разговаривал на казахском языке и не был своего рода маяком. Мощным толчком послужили именно учителя казахского языка, в числе которых Дмитрий отметил Гульзиру Калиеву и Нуржамал Нуржанову.
Изучать государственный язык Дмитрий, уроженец Фёдоровского района, начал, как и многие дети, в стенах школы. Именно учителя побудили в нём живой интерес к казахскому.

– Помню, как-то получил двойку по казахскому языку, сильно расстроился, хотя я любил писать диктант именно по этому предмету, – делится воспоминаниями наш собеседник. – Я вскоре подтянулся, и всё постепенно выправилось. Дальше уже пошло как само собой разумеющееся. Можно сказать, что это и стало моей отправной точкой к осмысленному изучению казахского языка. Полноценно осознал, что я гражданин Казахстана и обязан знать государственный язык. Казахский я учил с особым азартом, однако трудно давалась литература. Но успокаивало то, что тогда этот предмет преподавали на русском языке. Поэтому все знания мной легко усваивались. Именно с тех пор я стал чётко понимать содержание всех произведений Абая Кунанбаева. И чем больше читал произведения Мухтара Ауэзова, Мукагали Макатаева, тем глубже вникал в традиции и обычаи казахского народа, более подробно и ближе знакомился с историей и культурой степных номадов. К сожалению, на севере очень мало разговаривают на казахском языке. Меня в этом плане поддержала мама, сказав, что у казахского языка большое будущее. Это и стало предопределяющим в выборе моей будущей профессии.

Дмитрий, бывало, учил казахский по бегущим строкам и субтитрам к фильмам, что не могло не сказаться на качестве его казахского языка. Уже к 9 классу он был узнаваемым в регионе учеником, который в совершенстве владел казахским. Он часто участвовал в различных конкурсах и олимпиадах, занимал призовые места. Например, в 2017 году он принял участие в областном этапе республиканской педагогической олимпиады «Талантливый учитель – одарённым детям» и стал обладателем диплома за 2 место. В том же году он занял 3 место уже в республиканском этапе этого конкурса. А в областной педагогической олимпиаде «Лучший учитель казахского языка и литературы 2017» Дмитрий Ромащенко был отмечен как «Учитель-новатор».

К 11 классу школы Дмитрий окончательно решил, что будет учителем казахского языка, для чего поступил в вуз с обучением на государственном языке. В 2015 году он окончил Костанайский региональный университет по специальности «Казахская филология» и отправился в родное село Фёдоровку, где начал свой трудовой путь учителя казахского языка и литературы. Два года назад он переехал в областной центр и теперь работает в гимназии им. А.М. Горького, является магистрантом второго курса специальности «Педагогика и психология».

– На факультете казахской филологии я впервые от начала и до конца прочёл книгу Ж.Аймаутова «Қартқожа», – рассказывает Дмитрий. – Было нелегко поначалу. Первые два курса дались особенно сложно. Ведь все дисциплины преподавались на казахском, а моего знания на тот момент было недостаточно. Большинство преподавателей относились к этой ситуации с пониманием, за что я им безмерно благодарен. Считаю, это была отличная школа жизни, ведь я попал именно в нужную среду, где все были будущими специалистами казахского языка. Сегодня, оглядываясь назад, мне порой смешно, что я шёл на таран, невзирая ни на какие преграды и трудности. Я понял одно, что нужна практика, среда для применения знаний и совершенствования, дальнейшего развития, должно быть постоянное движение без оглядки назад.

В итоге молодой учитель сегодня уверенно и очень грамотно изъясняется сложными устойчивыми фразеологическими оборотами, пишет без единой ошибки, что крайне важно для учителя казахского языка и дорогого стоит.

– Представляете меня у доски перед огромной аудиторией школьников, которые пришли на урок казахского языка. А тут я с «шалаказахским». Это опасение выставить себя посмешищем тоже послужило мощным стимулом и каждый раз меня подгоняло, – делится Дмитрий Ромащенко.



К слову, молодой специалист помимо отличного владения казахским, русским и украинским языками, в совершенстве говорит на английском и немецком языках. По его мнению, вопрос качественного преподавания казахского языка в школах, где учащиеся не имеют повседневной практики на должном уровне, остаётся открытым. Он считает, что программу для четвероклассников неплохо было бы адаптировать для 5-6 классов, потому что она слишком сложная для усвоения младшими. Нельзя также упускать из виду и тот момент, что многие дети, получая домашние задания, используют помощь репетиторов или, ещё хуже, онлайн-переводчиков, а это ничему хорошему не научит ребёнка, не владеющего грамотно поставленным казахским языком. Никто никогда не сможет заменить живого общения, тем более в вопросе изучения языка. Дмитрий уверен, что от педагога зависит многое. Именно он сможет простимулировать ученика к изучению языка, подсказать, правильно направить, поддержать его во всём. Если учитель видит большой интерес ребёнка, искорку в глазах, надо его зажечь и не дать погаснуть.
Дмитрий Ромащенко считает, что именно благодаря казахскому языку ему дались многочисленные областные и республиканские олимпиады, и его «уже давно считают своим» за совершенное владение казахским языком.

– В 2017 году меня даже занесли в «Золотую книгу молодёжи» нашей области в номинации «Языковая политика». Кстати, так получилось, что именно я оказался последним лауреатом в этой номинации, – рассказывает молодой учитель.

В 2018 году он заслужил диплом второй степени, победив в областной олимпиаде среди учителей гуманитарного направления «Костанай дарыны». Через год получил специальный сертификат за проведённый открытый урок в областном семинаре для директоров и методистов в рамках областного семинара «Подготовка учащихся к интеллектуальным соревнованиям: из опыта работы гимназии». Дмитрий даже разработал собственную программу эффективного интерактивного обучения казахскому. Именно эта методика принесла ему победу в прошлом году в республиканском конкурсе АНК «Мың бала» в направлении «Тіл мектебі». 
Как же выучить государственный язык эффективно? Дмитрий уверен, это просто, а казахский язык не такой уж и сложный, как думают многие соотечественники. 

– Главное – начинать учить здесь и сейчас. Во-вторых, необходимо ежедневно открывать словарь и учить по несколько слов. Это должно войти в хорошую привычку, которая обогатит и словарный запас, и внутренний мир. Нужно помнить, что именно словарь является единственным другом и помощником. Не онлайн-переводчики, а настоящая книга. И, наконец, на постоянной основе нужно делиться полученными знаниями и получать совершенно новые знания от других. Всегда должен быть рядом товарищ, который бы тебя поддержал, поговорил с тобой именно на казахском языке, – считает Дмитрий. – Язык на самом деле несложный. Я бы даже сказал, что есть общие сходства в синтаксисе между казахским и русским. Представляет трудность методика его преподавания. Чувствуется нехватка качественных книг и методических пособий. Вот это существенная проблема.   

Кстати, наш герой состоит в членстве клуба разговорного казахского языка «Сөйле Time» в Костанае. Естественно, главной целью клуба является развитие широкого применения государственного языка. По мнению заместителя акима Костанайской области Бахыт Есимовой, этот клуб является хорошим подспорьем для тех, кто хочет овладеть на разговорном уровне казахским языком в самое короткое время. Членом клуба может стать любой житель областного центра. Помимо желающих изучать язык двери клуба открыты и для тех, кто готов делиться своими знаниями и опытом. На сегодняшний день в клубе  «Сөйле Time» 12 человек. Среди первых – Дмитрий Ромащенко. Он уверен, что освоение языка каждый должен начинать лично с себя.

– Главное условие – нельзя стесняться говорить на языке. XXI век – век высоких технологий. В интернет-пространстве достаточно видеоуроков, роликов, схемных уроков – бери и учись. Необходимо постоянно практиковаться. Но ни в коем случае не прибегайте к помощи онлайн-переводчиков. Они уведут вас по ложному пути. Это факт. В итоге сложится неправильное понимание казахского языка, – уверен Дмитрий. 

Все участники языкового клуба едины во мнении, что как минимум один раз в неделю необходимо собираться всем вместе, чтобы практиковать свои знания казахского языка и совершенствовать навыки. Мало того, участники клуба намерены в самое ближайшее время для практического закрепления освоенного урока ходить на вечерние спектакли областного казахского драматического театра им. И.Омарова. Эту идею поддержал и сам руководитель театра Алимхан Мырзахан. Однако он поставил небольшое условие. Участники лингвоклуба должны будут смотреть спектакль на языке оригинала без синхронного перевода. Директор театра уверен, что это будет способствовать быстрому овладению казахским языком. 
Недавно, 29 марта, Дмитрий Ромащенко отметил свой день рождения. Мы от души поздравляем его и желаем крепкого здоровья, творческих успехов, достижений в работе и заинтересованных, благодарных учеников.

Дарья ЩЕРБАКОВА, 
Рауан ИСКАЛИЕВ

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.