В Астане состоялся II международный психологический форум с главной темой «Современные технологии диагностики и развития способностей детей: опыт, проблемы и перспективы». Участником форума была руководитель Регионального учебно-методического центра психологической поддержки и воспитательной работы управления образования Костанайской области Елена Петренко. Особо значимый момент: министр просвещения Гани Бейсембаев на встрече, организованной в рамках форума, вручил Елене Александровне нагрудный знак «Ибрай Алтынсарин», отметив её большую работу в развитии психологической службы.
- В этом году форум на два дня объединил экспертов из Узбекистана, Италии, Испании, Словении, Малазии, США и, конечно, Казахстана – ведущих психологов, руководителей центров психологической поддержки, научных исследователей и педагогов-практиков, – рассказывает Елена Петренко. – Ни для кого не секрет, что на базе опыта, сформированного костанайским центром психологической поддержки за более чем семь лет его деятельности, открыты аналогичные центры по всей стране. 20 центров начали свою работу с сентября прошлого года. Это была инициатива министерства и лично Гани Бектаевича, который особое внимание уделяет работе психологов в сфере образования. Ещё в 2019 году, когда Гани Бейсембаев был руководителем НАО им. И.Алтынсарина, он приезжал в Костанай с рабочим визитом, и мы много говорили о работе нашего центра, он живо им интересовался, тем более что Гани Бектаевич – доктор философии и психологии. И ещё тогда он говорил, что надо создавать сеть организаций психологической поддержки. И вот с начала минувшего учебного года были созданы такие центры во всех регионах республики. Этому, конечно, предшествовала большая работа, много было деловых встреч по подготовке необходимых документов. А состоявшийся второй психологический форум был призван мотивировать, активировать деятельность созданных организаций, потому что от этих центров многого ждут. Ждут не просто «тушения пожара», то есть работы по сложившимся кризисным ситуациям, а именно просвещения, учить педагогов-психологов работать на местах. Потому что специалисты центров не могут охватить вниманием всех детей своего региона, но могут научить это делать правильно психологов, работающих в школах, колледжах, детских садах. На встрече с участниками форума министр внимательно слушал нас, вникал во все проблемы, о которых мы говорили, обсуждал с нами все предложения, проекты, многие из которых родились во время общения с коллегами.
- Какие вопросы поднимались участниками встречи? Что из предложенного имеет перспективы реализации?
- Одно из важных предложений – взаимодействие с вузами. Астанинская коллега – руководитель центра психологической поддержки подняла вопрос, который нас всех волнует, о подготовке педагогов-психологов. Приходят в организации образования молодые специалисты, которые не готовы к стоящим перед ними задачам. Они не получили знаний ни по суицидологии, ни по работе с родителями, ни по коррекциям, ни по таким проблемам, как буллинг или кибербуллинг. Мы давно уже предлагаем вузам внести эти направления в программу обучения, но пока нас не услышали. И министр обратил на это внимание. Ведь сейчас для вновь прибывших специалистов мы проводим школу молодого психолога, чтобы их ориентировать на практику. А при этом мы можем эту практику давать ещё студентам, пока они учатся в вузе, дать им возможность проявить себя в реальном деле, получить опыт настоящей работы с учащимися.
Также была поднят вопрос, связанный с проблемой разводов в Казахстане. Практически половина детей воспитывается в неполных семьях. Поступило предложение организовывать курсы для молодых людей, которые только собираются вступить в брак. Это же важная часть работы с населением, с будущими родителями. Пусть они пройдут школу молодой семьи, молодых родителей, чтобы потом правильно воспитывать детей. Конечно, мы получим результат не завтра, но работать надо начинать сегодня. Тем более во многих странах есть подобный опыт. И министр поддержал проект по организации таких курсов.
Ещё одна важная часть нашей деятельности – работа с родителями школьников. Я привела такой пример: на начало учебного года было 1870 отказов родителей от психологического сопровождения. Когда родитель пишет такой отказ, это значит, что психолог школы не может ничего проводить с ребёнком – ни бесед, ни тренингов, ни анкетирования, ничего. Мы усиленно работали с отделами образования, разработали специальные ресурсы, вели разъяснительную работу, и в итоге снизили показатель отказов на 30 процентов. Около 500 человек удалось совместными усилиями перенаправить.
- Чем родители мотивируют отказ о работы с психологами?
- В основном ничем, не хотят и всё. А когда я встречаюсь с родителями учеников, часто выясняется, что они просто недоинформированные. Им надо рассказать, объяснить, что мы ничего во вред ребёнку не делаем, даже наоборот. Есть случаи, когда опекуны отказываются от психологического сопровождения. А имеют ли они право поставить ребёнку запрет на общение с психологом? Может, ребёнок хочет что-то сказать, помощи попросить. Получается, что таким семьям есть что скрывать, они чего-то боятся? Если взять те громкие случаи, которые произошли в недавнем времени, связанные с насилием над детьми или суицидом ребёнка, то там как раз был отказ родителей от психологического сопровождения, которое было очень нужно детям. Часто пишут отказы детям в семьях, где есть отчим. Чего они боятся? Есть такие родители, которые убеждены в том, что они сами знают, как лучше, что психолог им не нужен. Но почему-то именно в таких семьях и случаются проблемы.
- А если ребёнок позвонит вам по телефону доверия?
- Тогда, конечно, мы всё отрабатываем. Звонок анонимный, телефон круглосуточный. Поэтому обратиться к нам может любой ребёнок или взрослый. Хочу отметить, что доверие к психологической службе за семь лет нашей деятельности заметно выросло. Если в 2019 году было 880 звонков, то за прошлый год – 3200 звонков. Половина из обратившихся – дети. Остальные – родители и педагоги. По консультациям тоже кратное увеличение из года в год. Если раньше в обществе бытовал стереотип, что к психологу ходят люди с отклонениями, то сейчас приходит понимание, что это нормальный процесс работы в сложные моменты для любого здорового человека. Если случился какой-то кризис в жизни ребёнка, нужно не отмахиваться от этого, не думать, что это блажь или само пройдёт, а обращаться к специалисту.
- Что чаще всего оказывается в корне тех проблем, с которыми к вам обращаются дети, подростки?
- Более 80 процентов случаев детского суицида происходит по причине нарушения детско-родительских отношений. И даже если взять те случаи, которые зафиксированы в этом году, то они произошли именно в результате нарушения детско-родительских отношений. Если анализировать ситуации прошлых лет, то случаи суицида и его попыток были как в полных, внешне благополучных семьях, так и в неполных, в тех, где дети были под опекой. Вывод: детям не хватает внимания и родительской любви. Что бы ни было в первоначале – безответная любовь сверстника, проблемы в школе, ссоры, но в итоге мы приходим к пониманию: если ребёнку есть кому рассказать, довериться, получить поддержку, то проблема не становится такой острой, он её преодолевает при помощи близких людей. И с министром просвещения мы как раз много говорили об этом: как сделать так, чтобы мы все – педагоги, психологи, родители – были на одной стороне, на стороне ребёнка, не разделялись баррикадами. И Гани Бектаевич внёс много предложений, в том числе по обмену опытом между областями с помощью семинаров, мастер-классов и других форм взаимодействия с коллегами.
- Как в общей статистике по психологическому благополучию выглядит Костанайская область? Как работа центра психологической поддержки оказала влияние на эти показатели?
- По данным за 2024 год в нашей области значительное снижение случаев детского суицида, по этим показателям мы по сравнению с другими регионами наиболее благополучны. Можно смело сказать, что система работает: в 2018 году было 50 случаев суицида, в 2024 году – пять. Это очень существенный показатель, который говорит о системности поэтапного снижения. Повторюсь, мы видим рост доверия населения и особенно детей к психологической службе. В звонках на наш телефон дети говорят о таких своих проблемах, как страх не оправдать ожидания родителей, унижения и наказание в семье, буллинг в школе. Какие-то вопросы мы решаем сразу, кого-то переводим на системную консультацию. Доверия больше, консультаций больше. Но почему к нам приезжают из других городов и районов? Потому что на месте люди не всегда могут найти анонимную психологическую помощь, не хотят, чтобы в школе кто-то узнал. Эту ситуацию надо исправлять. И об этом, кстати, тоже говорил министр Гани Бейсембаев, заостряя внимание на повышении статуса психолога, психологической службы в целом. С детьми, с их родителями и учителями должны работать профессионалы, которые обладают не только хорошими теоретическими знаниями и практическими навыками, но и такими личностными характеристиками, как эмпатия, толерантность, тактичность. Психолог в школе – это не агент администрации, а человек, стоящий на страже интересов ребёнка. А для этого надо не бумажки носить, а общаться, встречаться с детьми постоянно, видеть их, слышать, находить подход и завоёвывать их доверие.
- Вашим центром начал выпускаться журнал «Психология и воспитание». Первый номер уже вышел в свет. Он послужит повышению качества работы педагогов-психологов?
- Надеюсь, что да. Этот журнал будет выходить раз в квартал, для коллег он полностью бесплатный. В нём будут размещаться материалы психологов со всей области, да и других тоже при их желании. Кстати, эти статьи будут учитываться при прохождении педагогами аттестации, так как наш журнал уже внесён в соответствующий список министерства. У нас есть уже и коллеги из других стран, которые тоже хотят публиковаться в журнале «Психология и воспитание». И для нас это важно, потому что это опыт, это обмен информацией, новыми методами.
- На встрече с министром вам был вручён нагрудный знак «Ибрай Алтынсарин». Это результат вашего долговременного и успешного труда?
- И моего, и моей команды. Честно скажу, я давно мечтала об этой награде, самой ценной для педагогов. Я 33 года проработала в школе, я педагог-мастер, семь лет возглавляю работу психологической службы региона. Поэтому такое признание, конечно, приятно и знаменательно. Это значит, что я двигаюсь в правильном направлении, что мои усилия заметны и представляют ценность для страны. Гани Бейсембаев проинициировал создание Ассоциации психологов организаций образования на республиканском уровне и предложил мне её возглавить. Я согласилась, поскольку вижу в этом большие перспективы для развития, для повышения статуса психологической службы, для психологического просвещения граждан. Так что с новыми силами, проектами, с новыми мотивирующими целями я буду продолжать свою важную миссию.
Светлана ОФИЦЕРОВА
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.