Это фраза из книги американского физика, лауреата Нобелевской премии Ричарда Фейнмана. Книга «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!» стала настольной для костанайского физика Юрия Мартынюка. Он может привести немало острых и ёмких высказываний знаменитого коллеги. Но и сам обладает оригинальным мышлением и недюжинным интеллектом, что делает Юрия Петровича – преподавателя физики КРУ им. А.Байтурсынова, изобретателя и радиолюбителя – очень интересным собеседником.
Тот самый спасённый лазер, который теперь служит исследовательским целям
Где работают физики?
- Десятый год я преподаю в инженерно-техническом институте КРУ им. А.Байтурсынова различные разделы физики: механика, молекулярная физика, атомно-ядерная, но по большей части радиоэлектроника, микроконтроллеры, микропроцессорная техника и радиосвязь. Специальность, которую получают выпускники института, – физика, а образовательная траектория – радиофизика и электроника. Такой набор дисциплин связан с тем, что рынок труда у нас неоднородный, нет одного крупного предприятия, для которого мы бы готовили специалистов, и приходится готовить универсалов. Они могут работать и в области чистой физики, и в медицине, и в различных лабораториях, и в радиоэлектронике. Мы к этому и стремимся, чтобы у выпускников было больше шансов трудоустроиться.
Сам я в своё время получил специальность «Вычислительная техника и программное обеспечение» в КРУ (тогда КГУ). На специальность, связанную с физикой, сразу после школы я поступать не стал, потому что плохо представлял себе, чем может заниматься физик помимо собственно преподавания этой науки. Это действительно некоторая проблема для общего понимания. Что делает бухгалтер или юрист, люди примерно представляют. А что делает физик на работе – это какая-то загадка. Вот и мне до определённого момента было не совсем понятно. При этом меня с детства интересовала радиоэлектроника, затем увлёкся информатикой и программированием. Потому и в вузе изучал вычислительную технику. А далее была воля случая. Профессор Владимир Михайлович Поезжалов знал меня по моим проектным работам и предложил поступить в магистратуру именно по физике. Что я и сделал.
Особых представлений о будущей профессии не было, но во время учёбы они сформировались. А процесс преподавания оказался довольно захватывающим, особенно когда попадаются заинтересованные, мотивированные студенты. Конечно, такого повального увлечения физикой, как это было лет 60 назад, сейчас нет. Но немало ребят, которые действительно погружены в эту науку и всё, что с ней связано, и с ними очень приятно работать. Конечно, в большей степени мы занимаемся не теоретической физикой, а прикладными её направлениями и экспериментальными исследованиями. И все разработки, в которых заняты студенты, носят прикладной характер.
Чтобы собрать что-нибудь нужное, нужно разобрать что-нибудь ненужное
- Мои научно-популярные статьи начались ещё до преподавания физики. На данный момент опубликованы шесть статей в журнале «Радио». Это тот журнал, на котором я учился с детства, когда только начал читать. У нас дома была подшивка журналов «Радио», он посвящён радиоэлектронике, радиосвязи как хобби, и в нём публикуются конструкции, схемы, материалы по радиоспорту. История журнала «Радио» насчитывает уже почти сто лет, он выходит с 1924 года, и по сей день ежемесячно набирает свои 60 страниц, есть подписчики, есть электронная версия. Потому именно в этот журнал я направил свои статьи, когда появились те разработки, которые стоило опубликовать. Первой разработкой была осциллографическая приставка к компьютеру, то есть устройство, которое превращает компьютер в цифровой осциллограф. Он необходим для наблюдения формы электрических сигналов: как кардиограмма для человека, так же осциллограф для различных электронных устройств. Прибор этот дорогой, а я всегда мечтал, чтобы у меня был осциллограф, и в итоге сам его собрал. Компьютер же необходим для отображения информации и управления прибором. Кстати, эта статья имела неплохую обратную связь, были люди, которые применили мою идею. А по итогам конкурса «Лучшая публикация 2010 года» эта статья заняла третье место.
Следующий материал мы опубликовали вместе с Владимиром Михайловичем, он был посвящён энергосберегающему устройству для освещения. Мы попытались с помощью этой разработки решить проблему траты электроэнергии, когда свет горит почём зря при достаточном солнечном освещении, поскольку люди, как правило, не замечают, что лампа уже лишняя. Наше устройство работает по особому алгоритму, чтобы людям не мешать и позволяет отключить освещение автоматически.
Далее была публикация по электронному термометру. Вроде бы сложно придумать что-то новое, но мой термометр отличается максимальной простотой схемы – он состоит всего из восьми деталей. К тому же работает дистанционно. Например, дома я его использую для измерения температуры в подвале, где хранится картошка, чтобы поддерживать оптимальный температурный режим. Есть публикация совместно со студентом – результат проекта по изготовлению устройства, которое играет в «крестики-нолики». Ещё одна статья посвящена переключателю новогодних гирлянд. Вроде мелочь, но интерес тоже вызвала: читатели обращались за консультациями, чтобы повторить конструкцию.
И совсем недавняя разработка посвящена бытовой электронике: использованию стиральной машины-автомата без водопровода. У нас в области водопроводы далеко не везде, проблема применения стиральной машины решается несколькими путями: либо бак с водой установить высоко, либо насос с датчиком, регулирующим поступление воды. А я пошёл другим путём, преимущество которого в том, что можно использовать насос любого типа, не нужен какой-то специальный. То есть, более оптимально происходит управление насосом. Уже год это устройство работает и показывает хороший результат.
Результат проектной работы студентов. На этом устройстве можно играть как на синтезаторе, просто касаясь пальцами платы
Где я беру материал? У нас есть несколько магазинов радиодеталей, есть интернет-магазины, ну и, конечно, можно что-то разобрать, вынув необходимые детали, что более экологично.
Меня часто спрашивают, почему я не патентую свои изобретения. Отвечаю так: поскольку изобретательство – не основная моя деятельность, хочется, чтобы эти разработки были доступны широкому кругу людей. Я не стремлюсь на этом зарабатывать, мне интересно просто делиться идеями. Как говорится в известной шутке, «изобретатель – это тот, кто удовлетворяет своё любопытство за собственный счёт, а учёный – за счёт государства».
В лаборатории нет «волшебной кнопки»
- Многие представляют себе работу физика так: человек заходит в лабораторию, нажимает на кнопку, и всё волшебным образом начинает крутиться, светиться, извергать лучи и потоки энергии. На самом деле всё прозаичнее и практичнее. Мы частенько своими руками поддерживаем в рабочем состоянии учебное оборудование (правда, в ближайшее время планируется обновление материальной базы). У нас, например, есть научно-исследовательский лазер, который мы, можно сказать, спасли, когда его лет десять назад в одном из вузов хотели списать на металлолом. Мы его восстановили, и сейчас с этим лазером вполне успешно работают магистранты, проводя исследования стойкости материалов к лазерному излучению, модификации поверхности материалов.
Вообще, многие приборы для исследований делаются самостоятельно, как это было и в моей магистерской работе. И студентов мы учим эти приборы создавать. У нас есть несколько дисциплин по разработке электронного оборудования и в том числе исследовательских приборов. Есть конкурсы проектов и стартапов, в которых участвуют преподаватели и студенты. В частности, наш проект «Энергосберегающее устройство для освещения» занял второе место в IV республиканском конкурсе среди разработок в этом направлении. А результат – та самая универсальность выпускников, о которой я говорил. Несколько наших ребят сейчас работают с контрольно-измерительной аппаратурой в «СарыаркаАвтопром». Работают в лабораториях санэпидстанций, геологии. Один из выпускников работает медицинским физиком в онкологической больнице. Работают на предприятиях по производству электроники. Ну и в образовательной сфере, разумеется.
Свои технологии – это независимость
- «Золотое время» учёных-физиков было в 60-е годы прошлого века, когда эта наука была в почёте, про физиков писали книги и снимали игровое кино, когда быть физиком было модно. Но я уверен, что такую атмосферу можно и нужно воссоздавать. Нужно, чтобы физика была на слуху. Нам нужно стремиться к тому, чтобы не мы ездили в Европу за знаниями, а чтобы оттуда к нам приезжали. У нас ведь огромный потенциал. Меня нередко спрашивают, почему я ещё не в Европе со своим знанием английского (первое место в олимпиаде для преподавателей КРУ), со своими идеями… Я отвечаю: а кто здесь будет работать? Я хочу принести пользу в своей стране, в своём городе. Я работаю, пока есть в этом смысл и отдача. Но, конечно, хотелось бы больше внимания к изучению тех наук, которые необходимы для развития собственных технологий. Свои технологии – это всегда большая независимость и экономия. Если мы что-то делаем у себя, то нет необходимости в целой цепочке поставок. Микроэлектроника – это высокорентабельное производство, потому что исходным сырьём для производства микросхем является песок – диоксид кремния, из которого потом получают высокочистый кремний и далее весь процесс… Я и студентам об этом говорю: мы изучаем электронику, чтобы молодое поколение участвовало в развитии этой сферы.
Я показываю студентам фокусы
- Вообще, нынешних студентов непросто чем-то заинтересовать, удивить. Поэтому на лекциях, на практических занятиях нужно затрачивать немалые усилия, чтобы получить отклик. Я постоянно экспериментирую, пробую одним способом что-то объяснить, потом другим. Фокусы показываю. Скажем, без последствий пропускаю через себя ток в электроцепи, достаточный для того, чтобы зажглась небольшая лампочка или заработал электрический моторчик. Ребят особенно впечатляет момент, когда они узнают, что электроток такой силы в этой цепи способен если не убить человека, то хорошенько его тряхнуть. Они сразу же начинают задавать вопросы, чтобы разгадать секрет. А он в том, что ток высокой частоты (в моём устройстве его частота в сотни раз выше той, что используется в быту) проходит, можно сказать, по самому краю тела, по тому поверхностному слою кожи, который к нему не чувствителен. Но повторять такой опыт без специальных знаний настоятельно не советую, это может быть опасно!
Хочется расшевелить студентов, зажечь их глаза. Мой любимый метод – это проекты. Например, чтобы изучить радиосвязь, мы со студентами самостоятельно собирали радиоприёмник. Я больший упор делаю на практическую сторону, если делаем расчёты, стараюсь, чтобы их потом можно было применить. У нас примерно равное количество парней и девушек, и все одинаково успешно справляются с технической стороной. Девушки паяют детали с увлечением не меньшим, чем ребята. Две студентки как-то свои паяльники раскрасили акриловыми красками в розовый и жёлтый цвета, чтобы отличались. Так что гламурность с физикой вполне сочетается.
Не люблю деление на физиков и лириков
- Сдавая ЕНТ в школе, я по физике дал верные ответы на все вопросы, набрав максимальный балл. В школе хорошо преподавали этот предмет. Но я много занимался сам дополнительно. И родители поддерживали мои интересы, ни от чего не отговаривали, никогда не давили. Интерес к электронике привил отец. Мне было лет семь, когда мы с ним собирали радиоприёмник, не хватало какого-то транзистора, и он мне подарил его на день рождения. Так постепенно я и втянулся. Прочитав подшивку радиожурнала, я получил процентов пятьдесят знаний, которыми пользуюсь сегодня. В том числе и по радиоспорту, в котором как-то даже выступил тренером. В Школе детского творчества была радиостанция, где я некоторое время занимался. А потом мы у себя в университете создали радиостанцию, участвовали в соревнованиях, некоторые ребята получили разряд по радиоспорту. Я и сейчас нахожу время для этого технического спорта, который неплохо развит в Казахстане.
Не понимаю деления на физиков и лириков. Одно другому абсолютно не мешает. В отпуске я много езжу на велосипеде, и когда вижу какой-то приятный глазу пейзаж, стараюсь запечатлеть его на камеру. И так же, как от красивой картины или хорошего стихотворения я получаю удовольствие от красивой принципиальной схемы в электронике, от красивого решения технической задачи. Красота может быть во всём, просто нужно видеть.
Светлана ОФИЦЕРОВА
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.