Её призвание – служить школе

Выпуск - №32-33 (479-480)   :   27.08.2021
607

1 сентября – День знаний, значимый для каждого человека. И символично то, что именно 1 сентября день рождения педагога, человека, посвятившего всю свою жизнь школе, Веры Григорьевны Макеровой.


У неё юбилей, трогательный период жизни. Возраст, когда мы совершаем одно из важнейших открытий – открытие самого себя. Каковы слагаемые её жизненного пути? Как говорит сама Вера Григорьевна: «45 лет в школе: учитель, заместитель директора и 28 лет директорства. В общем, вся жизнь». А еще вопросы: «Что бы я в своей жизни изменила? Ту ли дорогу выбрала? Какие советы я дала бы молодым?» Она могла бы сказать об одном с уверенностью: «Быть учителем учителей – самая благородная миссия» 
Вера Макерова возглавила школу №2 г. Костаная в 1988 году. Понятно, быть директором – это искусство и ежедневная сложная работа. Вере Григорьевне с первых дней её директорства были присущи неиссякаемая энергия, креативность решений, незаурядные способности, умение слышать и видеть человека. Мозаика идей, мыслей и фактов Веры Григорьевны как директора убеждала в том, что человек на своём месте. 
90-е годы прошлого столетия были весьма непростым временем для казахстанского образования. Но и этот период школа, возглавляемая Верой Макеровой, достойно выполняла свою миссию. Сотрудничество с Академией педагогических наук СССР, зарождение знаменитого сегодня на весь мир ансамбля танца «Карнавал», активное внедрение идей педагогов-новаторов в учебно-воспитательный процесс. Об этом времени вспоминает выпускница Е.Серебрякова (Цилицкая): «Говорят, что большое видится на расстоянии. Только спустя годы осознаёшь, как много дала нам школа: переполняющую радость от первых успехов, веру учителей в нас, багаж знаний, который позволил найти путь в жизни. Мы дружили и проводили время вместе не только в школе, часто ездили в чудесные путешествия в Москву, Санкт-Петербург, и это в середине 90-х годов, в очень непростое время. Детьми мы многого не замечали, а сейчас отчётливо понимаю, какой же это огромный труд учителей и прежде всего директора школы Веры Григорьевны».
В это же время школа №2 стала опорной площадкой для апробации теории и практики опосредованного управления. Тесное сотрудничество с доктором педагогических наук Ю.Мануйловым позволило развернуть широкие исследования по средовому подходу в рамках урока и внеклассной работы. Педагоги школы стали активными участниками международных научно-практических конференций (1994, 1997, 1999 г.г.). Была выстроена уникальная образовательная система школы, в основу которой были положены модель личности выпускника, образ жизни детского и взрослого сообщества, способы жизнедеятельности учащихся и педагогов и качественная среда обучения и развития. 
В школе №2 впервые в городе были заложены дидактико-методические основы для раннего изучения информатики и иностранных языков, налажено сотрудничество с посольством Франции в РК, которое обеспечивало школу УМК для уроков французского языка, направляло волонтёров для ведения занятий, открыты классы с углублённым изучением физики и математики. Школьные методические объединения стали центром профессионального развития педагогов. Начальная школа всегда была в центре инновационных процессов, являясь опорной площадкой для областного ИПКиПРО.
Реформы образования в РК в конце 90-х начале 2000-х годов нацеливали педагогический коллектив на апробацию и внедрение казахстанского компонента обучения и воспитания. На протяжении десяти лет школа №2 являлась опорной республиканской площадкой по апробации учебников нового поколения. Педагоги проанализировали содержание десятков учебников, подготовили экспертные заключения, общались с разработчиками учебников и УМК.  Коллектив школы и её директор неоднократно поощрялись благодарственными письмами. 
Каждый день жизни в школе, управления ею был для Веры Григорьевны отправной точкой к восхождению на новые педагогические олимпы. Опыт работы школы был успешно представлен на международной образовательной ярмарке «УчСиб-2004» (Новосибирск, РФ) и удостоен Большой золотой медали. Надо отметить, что школа №2 была единственной, представившей на этом форуме образование суверенного Казахстана. В 2010 году в Астане инноватику школы коллективу было доверено представить в рамках 1 съезда работников образования стран СНГ. Выставка «Социализация школьников в современном обществе» отражала уникальную систему воспитательной работы школы, основанную на деятельности кафедр школы Чувств, школы Действий и школы Мысли. Воспитательные кафедры и сегодня действуют в контексте программы «Рухани жангыру», разработаны и используются уникальные инструменты мониторинга социализации выпускников – экзамены на социальную зрелость.
Углублённое изучение ряда предметов, создание дидактико-методической базы для профильного обучения на старшей ступени, обновление компьютерного парка, внедрение интерактивного оборудования – всё это и многое другое привело к тому, что в 2010 году школа была внесена в список «100 лучших школ Республики Казахстан». И в центре всех школьных новшеств всегда находилась Вера Макерова как талантливый менеджер и чуткий руководитель. Постоянно держа руку на пульсе времени, чётко понимая современные тенденции образования, Вера Григорьевна приложила немало усилий для того, чтобы школа получила инновационный статус «школа-лицей». Новое качество обучения – вот что было предметом заботы директора. Активно налаживалось сотрудничество с учёными и преподавателями вузов города, открылся филиал школы олимпийского резерва, в котором и сегодня ведётся работа с одарёнными детьми.   
Талант руководителя основывался на глубоком понимании сути труда педагога, ведь она начинала трудовой путь как учитель русского языка и литературы. Вспоминает её ученица, первая золотая медалистка школы №2 Н.Колесникова (Зырянова): «Для меня средняя школа №2 навсегда связана с Верой Григорьевной, моим любимым классным руководителем, учителем русского языка и литературы. Она пришла к нам в весной 1985 года, когда мы учились в 10, выпускном классе. Влюблённая в литературу, много произведений читала наизусть. Мы сразу почувствовали, что это добрый и отзывчивый человек, бесконечно преданный детям и школе. В Веру Григорьевну мы раз и навсегда влюбились». 
По мнению выпускников школы и педагогов, Вера Макерова относится к той категории людей, которые в любом деле всегда стараются быть в первых рядах. Выбрав профессию учителя русского языка и литературы по наставлению мамы-педагога, Вера Григорьевна всегда стремилась быть лучшей в своём деле. За высокие показатели в педагогической деятельности она была удостоена звания «Отличник просвещения КазССР». 
Секрет управления директора Макеровой – выращивать звёздных педагогов, создавая все условия для их творческого роста и развития. Это подтверждают слова Отличника просвещения Н.Волосян: «Лично я чувствовала с Вашей стороны поддержку во всём. Ваши советы, замечания не проходили бесследно. Общаясь с Вами, веришь каждому Вашему слову: уходят сомнения».
Вере Макеровой всегда была присуща многогранность деятельности: она и председатель городской избирательной комиссии, и член республиканского президиума профсоюза работников образования, и председатель совета директоров школ города, и творческий организатор смотров художественной самодеятельности учителей. В её лексиконе не было слова «отдыхать». Каждый день её начинался с обхода школы, для неё всё было значимо: в каком состоянии школьный двор, качественно ли работают системы жизнеобеспечения, какие вопросы волнуют педагогов, кому из учащихся нужна срочная материальная или моральная поддержка. А ещё родители в приёмной со своими проблемами... Каким же чутким сердцем и гибким умом надо было обладать, чтобы своевременно решать возникающие проблемы! Духовно-практическая деятельность Веры Григорьевны по воспитанию учащихся и их родителей всегда была сопряжена с высокой ответственностью и творческим поиском.
Как директор и учитель, Вера Григорьевна обладала высокой педагогической культурой, которая выражалась в мастерстве, постоянном саморазвитии и педагогическом такте. О высоком авторитете Веры Григорьевны, о преданности своему делу, гражданской позиции говорят её коллеги. Учитель биологии С.Безносова пишет: «Есть три достоинства у человека – это лучистый ум, кипучая сила и тёплое сердце», - говорил Абай. Мне в жизни повезло, я знаю такого человека. Это Вера Григорьевна Макерова – человек-новатор. Она для меня является эталоном педагога и женщины, обаятельной и сдержанной. Вера Григорьевна, Вы заслуживаете лучших слов, признательности и благодарности от Ваших коллег, с которыми Вы работали. Ваше счастье заключается в величии сердца, в богатстве духа, которые продолжают удивлять и восхищать окружающих Вас людей».
Любовь к профессии, огромное трудолюбие, здоровый оптимизм и позитивное отношение к людям – это и есть формула жизненного успеха Веры Григорьевны Макеровой. Её труд был высоко оценен на всех этапах педагогической и общественной деятельности: 1984 год – орден Ленина, 1986 год – орден Дружбы народов, 2006 год – нагрудный знак  «Ибрай Алтынсарин» и медаль к 10-летию Парламента РК, 2008 год – медаль «Шапағат», 2014 – звание «Почётный житель города Костаная».
Среди достойных продолжателей педагогического дела Веры Григорьевны её дочери: старшая Ирина возглавляет лучшее инновационное учреждение города Костаная – гимназию имени А.М. Горького, младшая Анна – учёный–филолог, доктор наук.
Мы уверены: положительные эмоции, хорошие события и приятные ощущения, сменяющие друг друга ярким калейдоскопом, подарят юбиляру чудесное настроение и сделают жизнь насыщеннее!

Педагогический коллектив 
школы-лицея №2, г. Костаная

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.