И в профессии, и в жизни вместе!

Выпуск - №38(535)   :   28.09.2022
680

«Чтобы старость не тяжёлым грузом – мудростью бы на сердце легла…». Эти слова как нельзя лучше подходят к педагогам-ветеранам Аксёновым, о которых хочется рассказать накануне Дня пожилых людей и Дня учителя.

У Валентина Распутина есть замечательная, психологически точная фраза: «Странно, почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, нет, а за то, что сталось с нами после».

Случайно проходя по обновлённому бульвару Ивана Франко, рядом с городским музеем, увидел сидящего на скамейке Георгия Ивановича Аксёнова, бывшего моего коллегу по средней школе №12. Георгий Иванович не был моим учителем в прямом смысле слова, но для всех нас, работавших в ту пору в этой школе, он был, наверное, духовным наставником. Мы с интересом слушали его выступления на семинарах, педсоветах, его речь всегда была точной, конкретной, наполненной мудрыми рекомендациями, чувствовалось, что человек обладает богатым жизненным и профессиональным опытом, великолепной эрудицией, много знающий. За плечами педагога-ветерана – опыт руководства школами Рудного и Костаная.

Мы ходили к нему на уроки, Георгий Иванович никогда не возражал, он был скромным, простым, доступным человеком. Хорошо помню, как Георгий Иванович работал на уроке над анализом лирических произведений, уже в ту пору, в начале 2000-х годов, у него были необходимые технические средства, он распечатывал план анализа и раскладывал перед каждым учеником на парте. Сам план анализа лирического произведения был весьма любопытным: вначале ученик должен был внимательно прочитать текст, определить общее настроение стихотворения, затем определить композицию и разбить стихотворение на части, потом, опираясь на ключевые слова, как по кирпичику, определить основную идею каждой части, её настроение. После этого ребята находили художественные средства в стихотворении, определяли жанр, а в конце анализа выводили общую идею стихотворения. «Анализировать стихотворение всегда очень сложно, в небольшом по объёму тексте, в сжатом сгустке мысли, наполненном метафорами, олицетворениями, сравнениями, неподготовленным детям всегда трудно, поэтому такой план работы должен был помочь ребятам», - пояснял Георгий Иванович. Сам он великолепно читал стихотворения. Хорошо помню, как на уроке он мастерски прочитал «Вновь я посетил…», откровенно говоря, после такого чтения, после грамотно расставленных акцентов, всё стало ясно в этом стихотворении, детям только оставалось заполнить соответствующие пункты в предоставленном учителем плане. 

Я не был учеником Георгия Ивановича, вину или какое-то смущение при неожиданной встрече на бульваре перед маэстро я не чувствовал, наоборот, очень обрадовался, что Георгий Иванович в столь солидном возрасте (в июле исполнилось 89 лет) хорошо выглядит, всё так же тонко шутит с мягким чувством юмора, старается больше двигаться, сохраняет жизненный тонус. Но, возвращаясь к Валентину Распутину, употребляя его выражение, всё же какой-то долг перед Георгием Ивановичем испытываю... «Есть такие понятия «духовная память» и «духовный опыт человека», которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперёд, что мы выносим из событий своей жизни и что представляет интерес не только для нас одних. Когда такое происходит и когда моральное извлечение из внешних событий представляется нам важным, мы, естественно, хотим поделиться этим с другими людьми», - писал в своё время автор знаменитого рассказа «Уроки французского». 

Мы все, учителя-филологи города Рудного, учились в своё время у Георгия Ивановича, до сих пор активно используем его методы, его учебные пособия, работаем по его системе анализа лирических произведений, стараемся грамотно донести до ребят содержание сегодняшних текстов и приучаем их к внимательному, вдумчивому чтению. Поэтому мы решили встретиться ещё раз в спокойной обстановке, поговорить обо всём, в том числе и о том, какие перемены происходят сегодня в системе образования. Наш разговор происходивший как раз в преддверии Дня учителя, получился своевременным, мне он показался важным, и захотелось поделиться с другими людьми. 

Супруги Георгий Иванович и Александра Ивановна Аксёновы разными путями пришли к профессии учителя. На Георгия Аксёнова сильное впечатление произвёл рассказ специалиста по профориентационной работе, в результате он поступил в университет, два года проучился на факультете логики и психологии, а после расформирования этой кафедры перевёлся на третий курс филологического факультета. Александру Ивановну в своё время очень поразили две молодые учительницы, две сестрички, городские, эвакуированные, они выглядели необычно для скромного городка, их облик был очень привлекателен: костюмчики, перчатки, зонтики, музыка, библиотека – всё это оставило неизгладимый след в душе юной девушки, и она решила по их примеру стать учительницей. 

Итак, наши герои счастливо пересеклись на филологическом факультете Уральского государственного университета имени А.М. Горького, на последнем курсе благополучно поженились, а в 1956 году окончили вуз и получили распределение в Казахстан: в посёлок Введенка нынешнего Мендыкаринского района. В тот период Введенка была районным центром, молодым педагогам было всего по 20 с небольшим лет. 

- Сама я из лесных и горных мест, а тут меня сразу очень поразили ковыльные степи и высокая пшеница, в тот памятный для целины год как раз выдался богатый урожай! – вспоминает Александра Ивановна.

Молодые учителя работали в Введенской средней школе, в тот период ни в одной школе района, во всей округе вообще не было учителей с высшим образованием, в основном работали бывшие выпускники. Поэтому, когда наступал период сдачи выпускных экзаменов и дети писали сочинение, Георгий Иванович садился на велосипед и ездил по соседним деревням для оказания методической помощи, утром 20 километров туда и вечером 20 километров обратно. Вот так работали учителя в то время! 

Шесть лет проработали молодые супруги Аксёновы в Введенке, затем наступила реорганизация района, Введенка перестала быть районным центром, Георгию Ивановичу и Александре Ивановне предложили работу в новом райцентре Боровском, в Мендыкаринском педагогическом училище. С 1962 по 1974 год Аксёновы проработали в Боровском, причём Георгий Иванович, кроме работы в педучилище, несколько лет был директором Боровской средней школы №2. Пару лет назад ветераны побывали в Боровском, им понравилось, что посёлок изменился, похорошел, стал красивее, расстроился, расширился. В том доме, на первом этаже, где в своё время жили учителя, сегодня магазин, а вот школа №2 теперь одна из ведущих школ района. 

В 1974 году, как известно, Мендыкаринское педагогическое училище переехало в город Рудный, переехали в город горняков и супруги Аксёновы, здесь начался новый этап в жизни педагогов. Георгий Иванович трудился завучем в средней школе №12, заместителем директора Ращупкина, потом был завучем в средней школе №17, возглавил среднюю школу №19 после ухода директора Огурцова. А затем поехал в Костанай на факультет переподготовки руководителей школ педагогического института, некоторое время читал лекции. Александра Ивановна всё это время продолжала трудиться в педагогическом училище. В конце 80-х – начале 90-х годов Георгию Ивановичу предложили организовать первую в областном центре школу-гимназию.  

- Это было новое дело, опыта у всех недоставало, все школы-гимназии находились в одинаковых условиях, искали пути. Что-то получалось, что-то не очень, но логика прослеживалась, поэтому постепенно выходили на правильный путь, - вспоминает Георгий Иванович. 

Александра Ивановна добавляет, что супруг в тот период часто ездил в Москву на курсы, на семинары, изучал опыт, потом внедрял всё изученное в своей гимназии. В тот период Георгий Аксёнов стал победителем областного конкурса «Лучший директор», поехал на республиканский этап в Алматы, где в итоге занял второе место. 

В 1993 году педагоги Аксёновы вышли на пенсию. 

- Наступил очень тяжёлый период, связанный с развалом Советского Союза, пенсии были маленькие, коммунальные и другие расходы – огромные, это десятилетие было настоящим кошмаром, – говорит Александра Ивановна. Небольшая справка: моя мама, педагог, выйдя на пенсию, получала 132 рубля, Александра Ивановна получала 137 рублей, ей добавили пятёрку за то, что в трудовой книжке была всего одна запись! По советским меркам это были неплохие деньги, но в первые годы независимости всех пенсионеров уравняли: и тех, кто всю жизнь трудился, и тех, кто не работал, всем стали платить одинаково – по 3000 тенге! Этих денег в те ужасные годы ни на что не хватало. Жизнь заставила Георгия Ивановича вновь выйти на работу, он вернулся в среднюю школу №12 учителем русского языка и литературы. Об этом периоде работы Георгия Ивановича мне хорошо известно, всё происходило на наших глазах. Кроме уроков, о которых уже упоминалось выше, Георгий Иванович готовил ребят к городским конкурсам мастеров художественного слова, и его воспитанники регулярно становились победителями и обладателями Гран-при. Любил Георгий Иванович организовывать литературные гостиные, я хорошо помню, например, вечер поэзии, посвящённый Владимиру Высоцкому. Он много трудился над созданием учебных пособий по русскому языку и литературе, все они получили лицензию. В первую очередь, это была помощь для подготовки учеников к экзаменам и ЕНТ, но эти брошюры быстро приобрели популярность и стали нарасхват, учителя всего города обращались за помощью, пришлось Георгию Ивановичу заметно увеличить тираж выпуска.

Несколько лет назад бывшие выпускники средней школы №12 пригласили Георгия Ивановича и Александру Ивановну на свой юбилейный вечер встречи, было много хороших, добрых слов. К сожалению, новая администрация ОШ №12 наверное, не знает, что Георгий Иванович много лет добросовестно трудился в этой школе, и поэтому в последнее время об уважаемом ветеране, «Отличнике просвещения Казахской ССР» здесь стали забывать, уже давно перестали приглашать на праздники. 

Но ни Георгий Иванович, ни Александра Ивановна не выглядят какими-то беспомощными, немощными, наоборот, в глазах светится всё тот же огонёк, интерес к жизни, ко всему, что происходит вокруг. Мне кажется, именно эти качества: высокая культура, начитанность, интеллигентность, интеллект, позитивное отношение к жизни, взаимопонимание в семье, гармоничные отношения, большой жизненный опыт помогают им поддерживать силы. Меня особенно удивляет и радует, что эти люди, далёкие от мира спорта, тем не менее отлично знают, как поддерживать здоровый дух и здоровое тело. Возможно, сказывается большой жизненный опыт, всё-таки становление и рост этого поколения пришёлся на трудные послевоенные годы, когда на долю мальчишек и девчонок выпали очень тяжёлые испытания, связанные с разрухой и голодом. Георгий Иванович делится, что каждое утро рано встаёт, выходит на свежий воздух, совершает неспешные прогулки вокруг дома, любит посидеть на бульваре Ивана Франко, там стало очень приятно – новые и тротуар, и скамеечки. В последнее время педагог-ветеран увлечённо занимается раскрашиванием мандал: это растительные и геометрические орнаменты в круге, внук подарил дедушке солидный набор, и это занятие хорошо помогает снять стрессы, активизирует зрение, мыслительную деятельность, дарит настроение. 

Услышав о положительных переменах в системе образования, о принятии Закона «О статусе педагога», Александра Ивановна воскликнула: «А что, Георгий, может, поработаешь ещё немного, лет так до ста!» Не знаем, поработает ли Георгий Иванович «ещё немного» на благо нашего образования, но с чувством юмора, с позитивным отношением к жизни у супругов Аксеновых всё в полном порядке. Дай бог вам всем здоровья, уважаемые наши педагоги-ветераны!
 

Асхат АЛТЫБАЕВ,
учитель русского языка и литературы ОШ №14 им. Д.Карбышева, г. Рудный

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.