Исторический человек

Выпуск - №27-28 (423-424)   :   12.08.2020
630

В июле исполнилось 85 лет известному костанайскому педагогу, профессору, кандидату исторических наук, Почётному гражданину г. Костаная Ивану Кондратьевичу Терновому.

История и память – две тесно связанные нити, которые соединяют целые миры и жизни. Благодаря истории, мы помним о самых важных событиях и фактах в жизни человечества, благодаря историкам мы сохраняем это в своей памяти и передаём будущему поколению. История полна тайн и загадок, порой она помогает найти потерянный в прошлом ключ к пониманию происходящего в современном мире. Главная особенность истории – это развитие, движение, постоянное течение, именно поэтому профессия историка так важна и интересна. Человек, занимающийся изучением истории, никогда не стоит на месте, он вместе с потоком исторической волны творит и создаёт новую историю, становится свидетелем каждого нового этапа в жизни людей, помогая другим понять, как важно знать историю своего края, страны, мира, и влиять на её продолжение.
Одним из проводников в безграничный мир истории является почётный профессор Костанайского государственного педагогического института, кандидат исторических наук, руководитель центра региональных исторических исследований педагогического института, президент общественного объединения «Ассоциация историков Костанайской области», лауреат премии Ахмета Байтурсынова, Почётный гражданин города Костаная, лауреат премии «Казына» 2008 года в номинации «Культурное наследие» и специальной премии за монографию «Костанайский государственный педагогический институт» 2010 года Костанайского клуба меценатов Иван Кондратьевич Терновой. 



Родился Иван Кондратьевич 7 июля 1935 года в п. Анастасьевка Убаганского района Актюбинской области. В 1954 году окончил Больше-Чураковскую среднюю школу, после чего был призван в ряды советской армии, служил в Приморском крае на Тихоокеанском флоте. По возвращении в 1957 году поступил на исторический факультет Кустанайского педагогического института, который успешно окончил в 1962 году с присвоением квалификации «учитель истории средней школы». Во время учёбы в институте активно занимался общественно-политической деятельностью, принимал участие во всех видах художественной самодеятельности, озеленении города, состоял в стройотрядах и рабочих дружинах. 
Проявление активной деятельности молодого студента Тернового не могло остаться незамеченным: в 1961 году его пригласили на работу в Кустанайский обком ЛКСМ Казахстана и утвердили в должности инструктора школьного отдела обкома комсомола, а уже через два года утвердили заместителем заведующего школьным отделом. Позже стал заведующим отделом комсомольских органов. После приглашения Ивана Кондратьевича на работу в обком партии инструктором отдела школ и учебных заведений в 1965 году был рекомендован на учебу в Академию общественных наук при ЦК КПСС в Москве, где по завершении обучения защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук. С 1973 по 1992 годы работал в Кустанайском педагогическом институте старшим преподавателем, доцентом кафедры истории КПСС, заведующим кафедрой истории СССР, деканом, проректором.
По рекомендации Кустанайского обкома КП Казахстана в ноябре 1981 года приказом Министра просвещения КазССР Иван Кондратьевич Терновой был назначен ректором Кустанайского государственного педагогического института. В эти годы под его непосредственным руководством были построены главный учебно-лабораторный корпус, библиотека, спортзал, актовый зал, общежитие №4, перестроено бывшее здание педагогического училища в общежитие №3, открыта агробиостанция, спортивный лагерь на берегу реки Тобол, производилось оснащение лабораторий всем необходимым оборудованием, пополнялся книжный фонд, обустраивались учебные аудитории. Благодаря этому Кустанайский педагогический институт был ведущим учебным заведением среди педагогических вузов в 1980-е годы.




С 1992 года работал в Костанайском государственном университете им А. Байтурсынова, где через два года был назначен деканом исторического факультета. Под его руководством на факультете в порядке эксперимента внедрялись модульно-рейтинговая система обучения и оценки знаний студентов; впервые в университете открыт кабинет новых технологий и современных методов обучения, вводились новые специальности «Архивоведение», «Регионоведение», «Страноведение», «Религиоведение», «История и география», «История, основы права и экономики», работала археологическая лаборатория.
По мнению руководства и коллег, Иван Кондратьевич всегда показывает себя как высококвалифицированный специалист, читает лекции и ведёт занятия на высоком идейно-теоретическом и методическом уровне, а научные исследования студентов под его руководством отмечались дипломами на республиканских конкурсах. За заслуги, внесённые в дело развития высшего педагогического образования в феврале 2005 года аким области Сергей Кулагин вручил Ивану Терновому от имени министра образования и науки РК нагрудный знак «Ибрай Алтынсарин».
Иван Кондратьевич продолжает активно участвовать в общественной и политической жизни страны и области, является автором и соавтором более 40 научных трудов. За трудовую деятельность и активное участие в общественно-политической жизни области и страны награждён множеством медалей и грамот, отмечен благодарственным письмом Первого Президента РК Н.А. Назарбаева.
Иван Кондратьевич настоящий профессионал, до глубины души преданный своему делу. Упорным многолетним трудом он смог показать, на что способен человек, любящий то, чем он занимается, продолжая передавать свой опыт, глубокие и прочные знания сотням учеников и студентов.

Книга о Костанае хранится в Британской библиотеке

 

Иван Терновой один из авторов и организаторов выпуска уникального издания – книги, посвящённой истории города Костаная. Вот как сам Иван Кондратьевич вспоминает о создании этого двухтомного труда:
«Жителей Костаная всегда интересовала его история. В 1978 году на бюро горкома партии была чётко определена дата основания населенного пункта – декабрь 1879 года. Впервые очень широко и популярно эта дата отмечается в городе с 1979 года, когда Кустанаю исполнилось 100 лет. Отдельных статей, исследований, воспоминаний жителей, дипломных и курсовых работ студентов было много. Но костанайцы все время ждали обобщённое крупное научное исследование. 
В 1979 году по решению городского бюро горкома компартии Казахстана вышла в свет книга «Кустанай: вчера, сегодня, завтра». В этой книге авторский коллектив исследовал возникновение, становление и развитие города за сто лет. Книга имела огромный успех, интерес к ней жителей города достиг того, что горком партии расписал весь тираж книги по заводам, фабрикам, учреждениям, школам, вузам, техникумам – по всем организациям города, а их было более 500. В Кустанайском педагогическом институте им. 50-летия СССР даже был введён спецкурс «История Кустанайской области», который вёлся наравне с другими предметами.



Второе крупное научное исследование начали готовить в 2011 году. Аким Костаная Жомарт Нургалиев пригласил меня и предложил подготовить и издать к 135-летию города полную подробную историю областного центра. Мы обсудили все вопросы (Жомарт Мирасович был историком по образованию), через время я подготовил список авторов-исследователей, историков, преподавателей. В него кроме меня вошли Абиль Е.А., доктор исторических наук; Духин Я.К., кандидат исторических наук; Козыбаева М.М., магистр истории (ныне доктор исторических наук); Тихановский А.Е., член Союза журналистов РК; Самаркин С.В., кандидат исторических наук. Мы начали работать в областном государственном архиве, в областном музее, областной библиотеке, других архивах, подняли педагогическую печать, газеты, частично республиканский архив. Было интересно и сложно. Пришлось перелопатить тысячи архивных документов. Авторский коллектив работал творчески, дружно, на научной основе. Книга была завершена к 18 июня 2012 года и сдана в печать. В процессе работы выяснилось, что один том не получится, настолько много собрали интересного материала, исторических фактов, фотографий. И тогда аким города принял решение, что надо подготовить двухтомное исследование: первый том – с древнейших времен до 1936 года, года образования Кустанайской области, и второй том – с 1936 до 2013 года. Авторами второй книги стали Лёгкий Д.М., доктор исторических наук, профессор; Каратаев А.В., писатель-краевед, поэт; Алексеенко М.А., ответственный работник областного архива; Самаркин С.В., кандидат исторических наук; Черныш П.М., историк-краевед; Ибраев Е.Е., магистр истории (ныне кандидат исторических наук). Работа над книгой продолжалась около двух лет. 
Таким образом, к лету 2013 года была подготовлена первая в истории города Костаная полная и подробная его история с древнейших времен до начала XXI века. В связи с введением в школе предмета «Краеведение» она стала настольной книгой преподавателей, учителей, учащихся и наиболее читаемой. Через свою внучку, которая в то время училась в Англии, в Лондонском университете, я передал двухтомник в Британскую библиотеку. Это самая популярная в мире библиотека. Книгу приняли, изучили, через месяц прислали письменное сообщение, что книга хорошего качества и что она принимается в фонд, выразили благодарность её авторам. С 2013 года книга «Кустанай – Костанай: очерки истории с древнейших времен до начала XXI века» представлена на полках Британской библиотеки».

Ольга МОРОЗОВА,
архивист Государственного архива Костанайской области

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.