Такие строки есть в стихотворении, найденном на просторах интернета. И далее автор пишет: «Нет на земле ответственней призванья, почётнее и радостнее нет…». Таким труд учителя стал для нашего ветерана Валентины Коврижных.
Она родилась 21 сентября 1929 года в поселке Увальном Тарановского района. Родители работали в колхозе, семья была многодетной. Четыре класса Валентина окончила в Увальном, а для того чтобы учиться дальше, нужно было ходить в другое село – семь километров в одну сторону. Все подружки Валентины четырьмя классами и ограничились. А она ходила в школу одна. Были голод и холод, за пазухой только кусочек хлеба и картошка в мундире. Мама не хотела её отпускать в 5 класс: во-первых, далеко, во-вторых, рабочие руки были нужны, в-третьих, с обувью было туго. Поэтому, Валентина, пока ноги терпели холод земли, ходила босая. Ведь у неё была мечта – стать учителем! А для этого нужно было учиться. Валентина боялась буранов и воя волков в степи, но ничто её не остановило.
Приходила домой, делала уроки и шла на работу. Она была участником трудового фронта: девочки 10-13 лет сажали огороды, выращивали табак для фронтовиков, овощи, работали и на сенокосе, вязали, пряли, ухаживали за овцами.
Работать в школе Валентина Федотовна начала в марте 1945 года: пионервожатой в Аманкарагайской школе (ныне Нагорной). Затем её перевели в Тарановку, где она встретила своего будущего мужа – Александра Коврижных. Его назначили директором в Нелюбинскую школу. Они расписались и он забрал её с собой. Там Валентина Федотовна работала учителем начальных классов. И Александр Михайлович говорил жене, что начальные классы это её призвание. Именно малышам нужны её тепло, ласка, чуткость, понимание, доброта.
В 1953 году семья Коврижных переехала в Октябрьский, здесь Валентина Федотовна проработала учителем начальных классов в Притобольской школе три года. Затем они переехали в Викторовский.
Из воспоминаний Валентины Федотовны: «Когда я переехала в посёлок, директором школы был Н.П. Болоболко. Он был очень хорошим человеком – внимательным, отзывчивым, благородным. К работе относился по-особому. Он никогда не приходил на мои уроки, а однажды пришёл… Я так растерялась, дрожала… После окончания занятия сели разбирать урок. Он у меня нашёл семь методов преподавания, а я даже не замечала, что применяю их. С Болоболко мы проработали очень долго. Он приставил меня к званию отличника образования. А я подумала, что это какая-то ошибка. Я всегда считала, что у меня всё плохо, и я не достойна награды… На работу всегда шла с радостью, с удовольствием! Муж мой был учителем математики, но всё время занимался облагораживанием кабинетов стендами, шкафчиками, рисунками. Всё делал своими руками. А после выхода на пенсию до восьмидесяти лет работал в школе плотником, вечерами служил в партийном кабинете. Ему необходимо было ходить в школу… Ученики у меня были хорошие! Мне казалось, самые красивые, самые лучшие! Синицын, Чайка, Дроздов, Соколов… Юрий Синицын был моим учеником. Учился он не очень хорошо, но был послушным. Он единственный приезжал потом в Рудный и поздравлял меня со всеми праздниками. После того как Н.П. Болоболко вышел на пенсию, директором школы стал А.П. Пияйко. Он был украшением нашей школы: красивый, статный, на Тихонова похож… Всем и всегда помогал. Всем!»
Валентина Федотовна Коврижных проработала учителем 40 лет. Добрая, чуткая, понимающая, ласковая, учитель с большой буквы. Учитель по призванию. Учитель от Бога.
Спасибо Вам за неизмеримый вклад в образование! Спасибо за Ваш труд, за Ваше терпение, за Ваше умение находить в каждом ребёнке талант. Мы искренне желаем Вам здоровья, благополучия, долгих лет жизни и замечательного настроения!
Коллектив Береговой СШ,
район Б.Майлина
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.