Нам нужны ваши мудрость и опыт

Выпуск - №41(437)   :   16.10.2020
339

Люди пожилого возраста, а педагоги особенно – носители богатого жизненного и профессионального опыта. Сделать этот опыт достоянием молодых специалистов, вспомнить успехи и достижения, из которых складывалась 70-летняя история Института повышения квалификации, получили возможность участники круглого стола, прошедшего в костанайском филиале АО «НЦПК «Өрлеу».


Участники встречи у мазволея Ибрая Алтынсарина

Это мероприятие с приглашением ветеранов образования состоялось в честь Дня пожилого человека и накануне Дня учителя. По уже сложившейся традиции коллектив филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области» начал праздничный день вместе с ветеранами педагогического труда с посещения сакрального для всех педагогов места – мавзолея Ибрая Алтынсарина. Слова, обращённые к имени великого Ибрая, в этом месте кажутся особенно проникновенными, здесь невозможно недооценить ту важнейшую роль, которую сыграл Ибрай Алтынсарин в казахской и мировой истории. 

- Побывать на святом месте, у захоронения основателя казахской педагогики важно и вместе с тем волнующе для каждого учителя, - отметила директор филиала АО «НЦПК «Өрлеу» Марионелла Слесарь. 

Здесь же, в торжественной обстановке ветеранам были вручены сертификаты на годовую подписку газеты «Білмді ел – Образованная страна». 

- Этим подарком мы с удовольствием поддержали замечательный социальный проект газеты «Білімді ел – Образованная страна» - челлендж «Моему учителю с любовью!», запущенный ещё в прошлом году и поддерживаемый во всём Казахстане, – пояснила Марионелла Васильевна. 

– Еженедельно получать республиканскую педагогическую газету и быть в курсе событий, успехов и проблем образования всей страны – это хороший подарок! –ответили ветераны.

Встреча за круглым столом, продолжившая праздничную программу дня, дала возможность каждому из гостей поделиться воспоминаниями, мыслями о самых больших делах института, рассказать молодым коллегам интересные факты, преподать урок профессионализма, ответственности и увлечённости делом.

Беген Каженович Копеш работал в институте с 1990 года заведующим кабинетом руководящих кадров. Его профессиональное кредо – пропаганда педагогического наследия Ибрая Алтынсарина, внедрение идей народной педагогики в учебно-воспитательный процесс организации образования. Конечно же, молодых специалистов института интересовали воспоминания о начале огромной работы по изучению наследия Ибрая Алтынсарина и самые удачные моменты этой титанической деятельности. 

- В 1971 году школа, где я работал учителем физики, стала участницей ВДНХ, и мой доклад «Роль физического кабинета в учебно-воспитательном процессе» включили в материалы, которые экспонировались в Москве, - воспоминает Беген Каженович. – Я доволен своей жизнью, ведь мне удалось в нашем институте ввести в программу подготовки директоров и завучей школ лекции «Ибрай Алтынсарин» и «Слово об Алтынсарине». Я пришёл в областной институт усовершенствования учителей в 90-годы, трудное для страны время, но благодаря поддержке со стороны директора института Геннадия Васильевича Золотухина и его заместителя Раушан Абдугалиевны Байсариной мне удалось включить в план переподготовки учителей эти две темы. Дважды проводились областные совещания по усилению учебно-воспитательного процесса на основе трудов Алтынсарина. Я счастлив и тем, что был учителем школы-интерната имени И.Алтынсарина. Тогда в 1991 году к 100-летию школы была организована областная экспедиция по местам алтынсаринских школ. В областной библиотеке Оренбурга я увидел уникальную книгу А.В. Васильева. Мне трудно было оторваться от книги, которой не было в наших библиотеках. И только благодаря помощи коллег из Оренбурга удалось получить эту книгу и поработать с ней. Александр Васильев – инспектор народных училищ, работавший после смерти Алтынсарина и написавший историю всех алтынсаринских школ. Дело Ибрая до сегодняшнего дня заставляет не быть равнодушным к его наследию, продвигать его идеи и сохранять память о нём. 

Заслуженный ветеран института Карл Муратович Отыншин (на фото), Отличник ПТО СССР, отличник ПТО КазССР, не мог не обратиться к теме профессионально-технического образования и не поделиться своими размышлениями:

- В 1970 годах действовало всего четыре сельскохозяйственных учебных заведения: в Карабалыкском, Аулиекольском, Тарановском и на тот момент, Боровском районах. А сейчас есть в каждом районе нашей области. Но действуют все эти учебные заведения на базе единой программы профильного образования по выпуску специалистов.  Здесь нужно учитывать, что в каждом районе своя потребность по той или иной дисциплине. Допустим, могут выпустить 30 ветеринаров в одном из районов области. Тут возникает вопрос, а району это нужно? Есть ли базы и животные в данном районе, где готовят практикующих операторов по ветеринарной обработке животных? Проблемы организации и реализации профильного образования, бесконечные изменения процесса обучения ветеринарному делу совершенно не способствуют качественной подготовке и притоку абитуриентов и профессиональных преподавателей. В Казахстане внедряется «дуальное обучение». Это система сотрудничества колледжей и предприятий, где студенты проходят полноценную практическую подготовку. Дуальное обучение – это не новая система обучения, это повторение старой. Это не стандартная учебная практика на предприятии, а методика обучения, максимально приближенная к естественной рабочей среде. Студенты проходят обучение на партнёрских предприятиях в специально оборудованных учебно-производственных кабинетах под руководством специалистов. Я считаю, что в учебных заведениях нужно правильно координировать теоретические и практические занятия. Ведь прохождение обучения студентами на сельскохозяйственных предприятиях во многом зависит от погодных условий. Если погодные условия не позволяют прохождение практической части, то учебный план сорван. В наше время была возможность создать учебный план на местах. Соблюдаются ли эти моменты сегодня? Нужно это учесть. С 1990 года в Институте повышения квалификации мною и моими коллегами проводилась интересная и трудоёмкая работа с мастерами производственного обучения. Мы организовывали конкурсы профессионального мастерства, выезжали на места работы, смотрели, как и что может изготовить мастер, который преподаёт. Это действительно профессиональное образование. В институте мы создавали конкурсы не только внутри коллектива, но и общие, на республиканском уровне. Приглашали видных работников профессионального образования, что было полезно для мастеров п/о. Такие мероприятия в институте проводились часто. Мы преподавали, вели уроки, которые завоевывали призовые места в республике. 

Дамеш Каримовна Джусупбекова (на фото) – человек активной жизненной позиции, комсомольский работник, коммунист, член профсоюзного комитета, работала в Институте методистом и заведующей кабинетом трудового обучения. Этой должности  в современном институте нет. Поэтому молодёжи особенно интересно было узнать, как строилась работа кабинета в то время, какими вопросами занимались его сотрудники. 

- В Институте усовершенствования учителей я работала заведующей кабинетом трудового обучения и методистом. При проведении курсов повышения квалификации учителей трудового обучения, я организовывала выставки работ учащихся, педагогов, - рассказывает Дамеш Каримовна. – Раньше в школах на уроках производственного обучения готовили трактористов, шофёров. Преподаватели производственного труда проходили курсы повышения квалификации у нас в институте. Специальности «Автодело» мы обучали в учебно-производственном комбинате, курсы для трактористов проводили в Зареченском МТМ, курсы по специальности «Швейное дело» - в швейных цехах на предприятиях нашего города. Я уделяла внимание не только вопросу трудового обучения, но и воспитательной работе. В общежитии института мы проводили  внеклассную работу. Преподаватели трудового обучения выпускали свои авторские книги по кулинарии и ремеслу. Хочу сказать, что сейчас молодое поколение нужно не только учить, но и воспитывать.  И я всегда готова делиться своими профессиональными наработками.

В памяти Юлии Дмитриевны Куприяновой, работавшей заведующей кабинетом иностранных языков, остались интересные моменты с курсов, моменты тесного сотрудничества со школами и вузами. Продолжением темы профессионально-технического образования стало и выступление Леонида Денисовича Галеня, стоящего у истоков создания кафедральной системы в институте, специалиста по дуальному обучению ТиПО, искренне уверенного в том, что повышение квалификации педагогов профтехобразования в Костанайской области всегда было самым качественным в сравнении с другими регионами Казахстана. 

Для Амины Габдрахмановны Махмутовой, работавшей на кафедре дошкольного и начального образования уже в «Өрлеу», вопрос касался темы, которой она посвятила большую часть своей жизни: проблемам социализации личности, инклюзивного образования и коррекционной педагогики.

- Работа учителя, бесспорно, - ответственный труд, который требует высокого профессионализма, огромных душевных и физических сил, мудрости, терпения, умения жертвовать личным временем в интересах детей, - говорит Амина Габдрахмановна. –  Учительская деятельность для детей с ограниченными возможностями невозможна и ещё без одного человеческого качества – безграничной любви к детям. Если такой любви нет, то педагогу, пусть даже и окончившему самые престижные вузы, ребёнка к себе не расположить, а значит, не научить его. Уважаемые педагоги, от вас в первую очередь зависит, насколько образованным и духовно богатым будет подрастающее поколение.


Вручение подарочных сертификатов


Приятно отметить, что все гости-ветераны продолжают быть в курсе событий той сферы, в которой они трудились. Их грамотные и компетентные рассуждения свидетельствуют об активной жизненной позиции, неуспокоенности и готовности делиться своим опытом с молодым поколением. Восхищает их неподдельный интерес к современным направлениям работы Института повышения квалификации педагогических работников, к информационным технологиям, особенностям обновлённого содержания образования и многому другому. Все силы и знания они посвятили педагогике. И молодое поколение института продолжает эстафету, старается достойно продолжать дела, начатые нашими ветеранами, помнить их и сверяться по их достижениям.

Ирина КУЗНЕЦОВА

Реклама

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».

Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4