Люди пожилого возраста, а педагоги особенно – носители богатого жизненного и профессионального опыта. Сделать этот опыт достоянием молодых специалистов, вспомнить успехи и достижения, из которых складывалась 70-летняя история Института повышения квалификации, получили возможность участники круглого стола, прошедшего в костанайском филиале АО «НЦПК «Өрлеу».
Участники встречи у мазволея Ибрая Алтынсарина
Это мероприятие с приглашением ветеранов образования состоялось в честь Дня пожилого человека и накануне Дня учителя. По уже сложившейся традиции коллектив филиала АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Костанайской области» начал праздничный день вместе с ветеранами педагогического труда с посещения сакрального для всех педагогов места – мавзолея Ибрая Алтынсарина. Слова, обращённые к имени великого Ибрая, в этом месте кажутся особенно проникновенными, здесь невозможно недооценить ту важнейшую роль, которую сыграл Ибрай Алтынсарин в казахской и мировой истории.
- Побывать на святом месте, у захоронения основателя казахской педагогики важно и вместе с тем волнующе для каждого учителя, - отметила директор филиала АО «НЦПК «Өрлеу» Марионелла Слесарь.
Здесь же, в торжественной обстановке ветеранам были вручены сертификаты на годовую подписку газеты «Білмді ел – Образованная страна».
- Этим подарком мы с удовольствием поддержали замечательный социальный проект газеты «Білімді ел – Образованная страна» - челлендж «Моему учителю с любовью!», запущенный ещё в прошлом году и поддерживаемый во всём Казахстане, – пояснила Марионелла Васильевна.
– Еженедельно получать республиканскую педагогическую газету и быть в курсе событий, успехов и проблем образования всей страны – это хороший подарок! –ответили ветераны.
Встреча за круглым столом, продолжившая праздничную программу дня, дала возможность каждому из гостей поделиться воспоминаниями, мыслями о самых больших делах института, рассказать молодым коллегам интересные факты, преподать урок профессионализма, ответственности и увлечённости делом.
Беген Каженович Копеш работал в институте с 1990 года заведующим кабинетом руководящих кадров. Его профессиональное кредо – пропаганда педагогического наследия Ибрая Алтынсарина, внедрение идей народной педагогики в учебно-воспитательный процесс организации образования. Конечно же, молодых специалистов института интересовали воспоминания о начале огромной работы по изучению наследия Ибрая Алтынсарина и самые удачные моменты этой титанической деятельности.
- В 1971 году школа, где я работал учителем физики, стала участницей ВДНХ, и мой доклад «Роль физического кабинета в учебно-воспитательном процессе» включили в материалы, которые экспонировались в Москве, - воспоминает Беген Каженович. – Я доволен своей жизнью, ведь мне удалось в нашем институте ввести в программу подготовки директоров и завучей школ лекции «Ибрай Алтынсарин» и «Слово об Алтынсарине». Я пришёл в областной институт усовершенствования учителей в 90-годы, трудное для страны время, но благодаря поддержке со стороны директора института Геннадия Васильевича Золотухина и его заместителя Раушан Абдугалиевны Байсариной мне удалось включить в план переподготовки учителей эти две темы. Дважды проводились областные совещания по усилению учебно-воспитательного процесса на основе трудов Алтынсарина. Я счастлив и тем, что был учителем школы-интерната имени И.Алтынсарина. Тогда в 1991 году к 100-летию школы была организована областная экспедиция по местам алтынсаринских школ. В областной библиотеке Оренбурга я увидел уникальную книгу А.В. Васильева. Мне трудно было оторваться от книги, которой не было в наших библиотеках. И только благодаря помощи коллег из Оренбурга удалось получить эту книгу и поработать с ней. Александр Васильев – инспектор народных училищ, работавший после смерти Алтынсарина и написавший историю всех алтынсаринских школ. Дело Ибрая до сегодняшнего дня заставляет не быть равнодушным к его наследию, продвигать его идеи и сохранять память о нём.
Заслуженный ветеран института Карл Муратович Отыншин (на фото), Отличник ПТО СССР, отличник ПТО КазССР, не мог не обратиться к теме профессионально-технического образования и не поделиться своими размышлениями:
- В 1970 годах действовало всего четыре сельскохозяйственных учебных заведения: в Карабалыкском, Аулиекольском, Тарановском и на тот момент, Боровском районах. А сейчас есть в каждом районе нашей области. Но действуют все эти учебные заведения на базе единой программы профильного образования по выпуску специалистов. Здесь нужно учитывать, что в каждом районе своя потребность по той или иной дисциплине. Допустим, могут выпустить 30 ветеринаров в одном из районов области. Тут возникает вопрос, а району это нужно? Есть ли базы и животные в данном районе, где готовят практикующих операторов по ветеринарной обработке животных? Проблемы организации и реализации профильного образования, бесконечные изменения процесса обучения ветеринарному делу совершенно не способствуют качественной подготовке и притоку абитуриентов и профессиональных преподавателей. В Казахстане внедряется «дуальное обучение». Это система сотрудничества колледжей и предприятий, где студенты проходят полноценную практическую подготовку. Дуальное обучение – это не новая система обучения, это повторение старой. Это не стандартная учебная практика на предприятии, а методика обучения, максимально приближенная к естественной рабочей среде. Студенты проходят обучение на партнёрских предприятиях в специально оборудованных учебно-производственных кабинетах под руководством специалистов. Я считаю, что в учебных заведениях нужно правильно координировать теоретические и практические занятия. Ведь прохождение обучения студентами на сельскохозяйственных предприятиях во многом зависит от погодных условий. Если погодные условия не позволяют прохождение практической части, то учебный план сорван. В наше время была возможность создать учебный план на местах. Соблюдаются ли эти моменты сегодня? Нужно это учесть. С 1990 года в Институте повышения квалификации мною и моими коллегами проводилась интересная и трудоёмкая работа с мастерами производственного обучения. Мы организовывали конкурсы профессионального мастерства, выезжали на места работы, смотрели, как и что может изготовить мастер, который преподаёт. Это действительно профессиональное образование. В институте мы создавали конкурсы не только внутри коллектива, но и общие, на республиканском уровне. Приглашали видных работников профессионального образования, что было полезно для мастеров п/о. Такие мероприятия в институте проводились часто. Мы преподавали, вели уроки, которые завоевывали призовые места в республике.
Дамеш Каримовна Джусупбекова (на фото) – человек активной жизненной позиции, комсомольский работник, коммунист, член профсоюзного комитета, работала в Институте методистом и заведующей кабинетом трудового обучения. Этой должности в современном институте нет. Поэтому молодёжи особенно интересно было узнать, как строилась работа кабинета в то время, какими вопросами занимались его сотрудники.
- В Институте усовершенствования учителей я работала заведующей кабинетом трудового обучения и методистом. При проведении курсов повышения квалификации учителей трудового обучения, я организовывала выставки работ учащихся, педагогов, - рассказывает Дамеш Каримовна. – Раньше в школах на уроках производственного обучения готовили трактористов, шофёров. Преподаватели производственного труда проходили курсы повышения квалификации у нас в институте. Специальности «Автодело» мы обучали в учебно-производственном комбинате, курсы для трактористов проводили в Зареченском МТМ, курсы по специальности «Швейное дело» - в швейных цехах на предприятиях нашего города. Я уделяла внимание не только вопросу трудового обучения, но и воспитательной работе. В общежитии института мы проводили внеклассную работу. Преподаватели трудового обучения выпускали свои авторские книги по кулинарии и ремеслу. Хочу сказать, что сейчас молодое поколение нужно не только учить, но и воспитывать. И я всегда готова делиться своими профессиональными наработками.
В памяти Юлии Дмитриевны Куприяновой, работавшей заведующей кабинетом иностранных языков, остались интересные моменты с курсов, моменты тесного сотрудничества со школами и вузами. Продолжением темы профессионально-технического образования стало и выступление Леонида Денисовича Галеня, стоящего у истоков создания кафедральной системы в институте, специалиста по дуальному обучению ТиПО, искренне уверенного в том, что повышение квалификации педагогов профтехобразования в Костанайской области всегда было самым качественным в сравнении с другими регионами Казахстана.
Для Амины Габдрахмановны Махмутовой, работавшей на кафедре дошкольного и начального образования уже в «Өрлеу», вопрос касался темы, которой она посвятила большую часть своей жизни: проблемам социализации личности, инклюзивного образования и коррекционной педагогики.
- Работа учителя, бесспорно, - ответственный труд, который требует высокого профессионализма, огромных душевных и физических сил, мудрости, терпения, умения жертвовать личным временем в интересах детей, - говорит Амина Габдрахмановна. – Учительская деятельность для детей с ограниченными возможностями невозможна и ещё без одного человеческого качества – безграничной любви к детям. Если такой любви нет, то педагогу, пусть даже и окончившему самые престижные вузы, ребёнка к себе не расположить, а значит, не научить его. Уважаемые педагоги, от вас в первую очередь зависит, насколько образованным и духовно богатым будет подрастающее поколение.
Вручение подарочных сертификатов
Приятно отметить, что все гости-ветераны продолжают быть в курсе событий той сферы, в которой они трудились. Их грамотные и компетентные рассуждения свидетельствуют об активной жизненной позиции, неуспокоенности и готовности делиться своим опытом с молодым поколением. Восхищает их неподдельный интерес к современным направлениям работы Института повышения квалификации педагогических работников, к информационным технологиям, особенностям обновлённого содержания образования и многому другому. Все силы и знания они посвятили педагогике. И молодое поколение института продолжает эстафету, старается достойно продолжать дела, начатые нашими ветеранами, помнить их и сверяться по их достижениям.
Ирина КУЗНЕЦОВА
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.