Память о неравнодушном человеке

Выпуск - №17-18(614-615)   :   02.05.2024
494

Whats-App-Image-2024-04-17-at-14-30-05

Мир движется вперёд благодаря неравнодушным людям. Таким человеком была Светлана Петрова. 7 мая мы будем вспоминать Светлану Николаевну особо, в этот день год назад завершился её земной путь.

Её с нами нет, но память о ней жива. Она оставила нам свою книгу «Заметки неравнодушного человека». На мой взгляд, очень удачное название с глубоким смыслом. Именно заметки, а не просто записки. «Заметки» – это от слова замечать, замечательный. Её книга – это размышление неравнодушного человека о незаурядных людях, событиях, любимых книгах, о работе.
Вот как сказал о неравнодушии любимый педагог Светланы Николаевны Василий Сухомлинский: «Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека». Книга посвящена знаковым фигурам Костанайской области, талантливым прорабам духа человеческого, я бы сказала, «генералам» культуры: Леониду Ивановичу Русину – создателю первой в Костанае художественной школы, Шамилю Фахрутдинову – режиссёру и бессменному руководителю авторской хореографической школы «Карнавал», Анатолию Васильевичу Зарубе – руководителю оркестра русских народных инструментов и другим.
У Светланы Николаевны было необыкновенное умение видеть и подмечать. И она сумела передать подлинный мир своих героев. Я, проработав в библиотечной системе более 30 лет, пересекалась с ней в работе и скажу прямо, что она была отзывчивым, сердечным, неравнодушным человеком. Она написала книгу о «генералах» культуры, да она и сама была «генералом»: характер боевой, не боялась трудностей и никогда не сдавалась. Это был преданный своему делу человек…
Меня очень тронул эпизод из жизни Светланы Петровой, когда она начинала свою педагогическую деятельность в СШ №4 в самом трудном 6 «В» классе. Живя в центре города, в хорошем доме, она сняла квартиру на окраине города, ближе к школе, к домам своих учеников. Это характер! 27 лет в образовании, директор Дворца пионеров (затем Школы детского творчества), директор дворца культуры «Мирас»… А помимо этого она уделяла внимание молодёжи: проводила политические дебаты, литературно-музыкальные вечера. Нас, библиотекарей, она приглашала в качестве жюри, да и просто в качестве гостей. Впечатления были незабываемые!
После работы, идя по своей родной улице Гоголя, Светлана Николаевна не могла не заглянуть в библиотеку. К библиотекарям она относилась с почтением, называла нас «бессребрениками». Просиживала над книгами в читальном зале «Островки» до её закрытия (библиотека тогда работала до 9 часов вечера), работая над созданием своих неповторимых сценариев. Просила литературу на дом. «Поразмышляю ещё ночью», – говорила она.
У Светланы Николаевны не было графиков и временных рамок. Работа была её жизненным приоритетом. К книге она относилась всегда ревностно. Про себя рассказывала, что её поколение было поколением читающих, «мы буквально зачитывались, это было какое-то затмение».
«Гвозди бы делать из этих людей! Крепче бы не было в мире гвоздей», – писал Николай Тихонов в своей «Балладе». Жизнь Светланы Николаевны Петровой тому пример.  

Татьяна РУДКОВСКАЯ,
ветеран библиотечного дела

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.