Педагог большого таланта, человек доброй души

Выпуск - №14(511)   :   06.04.2022
467

Имя Татьяны Искандировой – одно из самых известных в сфере образования Костанайской области. Настоящий профессионал, человек, чутко понимающий детей, обладающий высоким интеллектом и широкой душой, Татьяна Николаевна заслужила свой огромный авторитет среди педагогического сообщества. 6 апреля она отметила свой юбилей.

Татьяна Николаевна ИСКАНДИРОВА – кандидат педагогических наук, много лет отдала дополнительному образованию и работе с одарёнными детьми. Профессиональный путь пройден от пионервожатой до заместителя директора школы, руководила организацией «Мурагер», многие годы была директором Регионального научно-практического центра «Костанай дарыны».

Высокий профессионализм Татьяны Николаевны отмечен нагрудными знаками «Ибрай Алтынсарин», «Почётный работник образования Республики Казахстан», медалью «Ерен енбегі үшін», юбилейными медалями 10 и 20-летия независимости Республики Казахстан, почётными грамотами министра образования РК, акима Костанайской области, управления образования. 

Талантливый руководитель, наставник молодых организаторов дополнительного образования и специализированных школ для одарённых детей особое внимание в своей работе всегда уделяла созданию условий для успеха школьника. Под управлением Татьяны Николаевны создана система выявления одарённых детей и подготовки их к предметным олимпиадам и конкурсам научных проектов школьников. Помогло Татьяне Николаевне стать успешной женщиной слияние твёрдости, настойчивости и доброты души. Она готова в любую минуту прийти на помощь, поддержать, быть рядом. О таких людях говорят: «Педагог от бога!».

- Татьяна Николаевна, как начинался ваш путь в педагогику? Почему вы сделали именно этот выбор?
- Я училась в школе в далёкие шестидесятые годы, а в то время был «модным» такой интересный опыт, когда старшеклассники шефствовали над младшими классами. И вот когда я училась в 9 классе, нам дали подшефный 4 класс и стали определять, кто же будет вожатым в этом классе. Выбрали меня. И до окончания школы я очень активно работала с этими ребятами (мы, кстати с ними до сих пор дружим), продумывала разнообразные мероприятия, игры, конкурсы, ходили в походы… Именно в это время мне пришла мысль, что я обязательно буду учителем. Какой предмет вести – было всё равно, главное стать учителем. А предмет я очень долго выбирала. Наверное, поэтому в первый год после школы я не поступила в институт, а осталась в своей родной костанайской школе №9 старшей пионервожатой. И уже после этого я поступила в педагогический институт с мечтой только о школе. Но, к сожалению, так случилось, что в школе я потом недолго проработала, перешла на руководящие должности в дополнительном образовании, в центре «Костанай дарыны». Но к школе меня всегда тянуло, мне всегда нравилось работать с детьми. Поэтому, несмотря на то, что непосредственно у доски я не стояла, всё-таки всю жизнь я проработала с детьми. 

- Что вам больше всего запомнилось во время учёбы в вузе? Какие методы преподавания вы считаете наиболее эффективными из своего студенческого опыта? 
- В то время наш педагогический институт был ориентирован на школу, то есть студентов готовили к тому, что они должны прийти в школу и многое уметь. Поэтому наша студенческая жизнь была очень активной в плане взаимодействия с детьми. Проводились «пионерские вторники», постоянной была педагогическая практика в лагерях. К тому же я работала в комитете комсомола института, и мы проводили множество всевозможных мероприятий, что стало очень хорошей школой по социальной адаптации. Поэтому, когда мы пришли уже молодыми учителями в коллективы, нам не было страшно или непонятно. Сейчас, к сожалению, в педагогических вузах этого не хватает, выпускники приходят в школы и бывают просто растеряны от непонимания задач и неумения работать с детьми. Мы же были «закалены» в лагерях пионерского и комсомольского актива, были в гуще событий и получали большой организаторский, воспитательный опыт. Это и есть практико-ориентированная работа педвузов на школу, которая сыграла важную роль, и её было бы полезно взять в современные вузы.    

- Став педагогом, какое профессиональное кредо вы для себя избрали? Всегда ли удавалось придерживаться выбранных принципов? Что пришлось изменить в себе, в понимании профессии с обретением опыта?
- Когда я работала в «Костанай дарыны», мы часто проводили учебно-тренировочные сборы школьников, и я считаю самым главным, чтобы детям было комфортно. Комфортно приходить в школу, комфортно встречаться с педагогами, сверстниками. Если дети будут это с удовольствием делать, тогда они будут мотивированы на то, чтобы получить больше знаний. Вот тот принцип, которого я старалась придерживаться и в прежней своей работе, и в нынешней деятельности в частной школе. Вообще, по натуре я очень добрый человек, но опыт подсказывал, что иногда излишняя доброта мешает. Нужно уметь сказать «нет», уметь что-то строго потребовать. Это вовсе не означает, что в этот момент ты к детям плохо относишься, но они должны знать, что ты последователен в своих справедливых действиях и требованиях. Вот эти качества мне пришлось в себе воспитать в процессе работы. 

- Много лет вы работали с одарёнными детьми в РНПЦ «Костанай дарыны». Что, по-вашему, пробуждает в детях стремление к знаниям, к успеху? Интеллектуальные способности закладываются от рождения или их можно развить? Что вы привнесли как руководитель в систему работы «Костанай дарыны»?
- Бесспорно, интеллектуальные способности закладываются с рождением ребёнка. Но если их не заметить и не развить, они никак себя не проявят. Даже небольшие способности можно преобразовать в большие возможности. У нас был мальчик Тимур, который до 7 класса учился очень средне – тройки-четвёрки, а по химии вообще вышла двойка. И вот он решил доказать всем, что по химии может получить более высокую оценку. Тимур начал заниматься самостоятельно и с учителем, а в 10 классе он стал победителем международной олимпиады по химии. Сейчас он живёт в США, работает в одном из университетов. А когда мы только начинали развивать деятельность «Костанай дарыны», он приезжал на наши лагерные сборы, чтобы поработать с детьми. Что касается руководства научно-практическим центром, то это, конечно, моё детище. Я открывала этот центр по работе с одарёнными детьми, выстраивала деятельность коллектива, в котором были собраны очень талантливые методисты, мы сообща формировали систему работы с детьми, выявления одарённости, продвижения этих ребят. Конечно же, я с глубоким уважением отношусь к преподавателям наших вузов, но работать с интеллектуально одарёнными детьми должны не просто хорошие учёные, но опытные тренеры, которые сами прошли через олимпиадное движение, знают изнутри всю подготовку, особенности. Таких тренеров у нас в Костанае, к сожалению, недостаточно. Поэтому мы приглашали преподавателей-тренеров из Астаны, Алматы, тесно сотрудничали с Южноуральским университетом Челябинска, с теми преподавателями, которые готовят детей на всероссийские олимпиады. В последние годы, конечно, с этим стало сложнее в силу закрытия границ, но этот опыт нельзя терять. Дети должны общаться, они ездили и в интеллектуальные лагеря Челябинска,  и преподаватели приезжали к нам на конкурсы научных проектов, на олимпиады. Очень полезным было общение между преподавателями нашими и приезжими. Хочу отметить, что в «Костанай дарыны» я работала с большим удовольствием, команды Костанайской области регулярно занимали призовые места в республиканских предметных олимпиадах и конкурсах научных проектов. Надеюсь, с окончанием пандемии сотрудничество с научными центрами страны, зарубежья возобновится, потому что это действительно необходимо, без общения с партнёрами из разных городов и стран не будет движения вперёд.    

- Какие современные направления педагогики вы поддерживаете, видите их полезность и перспективность? А какие традиции из «старой» школы вы бы оставили? 
- Мне очень нравится в современной педагогике внедрение личностно-ориентированного подхода, который опирается на идеи гуманизации. Это действительно замечательно, но очень хотелось бы, чтобы верный посыл не оставался только на словах, чтобы это был именно практико-ориентированный подход, чтобы педагоги видели каждого ребёнка, чтобы у них для этого была возможность, и, конечно же, с любовью, по-матерински относились к детям. Ведь каждый ребёнок чувствует, когда к нему подходят с добром. И эта современная тенденция в педагогике мне очень импонирует. А из прошлого я непременно бы оставила принцип «от простого – к сложному», который особенно необходим в начальной школе. Сейчас говорят о том, что многие учебные программы оказались излишне усложнены, и я надеюсь, что эта проблема будет решена с пользой для детей.  

Светлана ОФИЦЕРОВА

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.