Проводник в мир истории

Выпуск - №24(672)   :   11.07.2025
284

image

Костанайская областная универсальная научная библиотека им. Л.Толстого подготовила библиографический указатель литературы, посвященный 90-летию кандидата исторических наук, профессора, лауреата премии имени А.Байтурсынова, Почётного гражданина г. Костаная Ивана Тернового.
Иван Терновой родился в посёлке Анастасьевке Убаганского района. По окончании школы служил на Тихоокеанском флоте. После армии поступил в Кустанайский государственный педагогический институт на историко-филологический факультет. В институте активно занимался общественно-политической деятельностью. В 1961 году был приглашён на работу в Кустанайский обком ЛКСМ Казахстана. В 1969 г. был направлен на учёбу в Московскую академию общественных наук при ЦК КПСС. Результатом трёхлетней учебы стала успешная защита диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Вернувшись из Москвы, некоторое время поработал в обкоме комсомола. А в 1973 году Иван Терновой был зачислен старшим преподавателем кафедры истории КПСС и политэкономии КГПИ. Спустя год его избрали заведующим кафедрой истории СССР, в 1978 году был назначен проректором по заочной форме обучения. Иван Терновой работал на всех преподавательских и административно-управленческих должностях: ассистент, старший преподаватель, заведующий кафедрой, проректор. Десять лет он отдал партийной работе на должности заместителя секретаря и секретаря парткома института.
В ноябре 1981 года Иван Кондратьевич был назначен ректором КГПИ. В этой должности он проработал до октября 1989 года. Затем Иван Кондратьевич работал доцентом на кафедре истории и политэкономии КГПИ, а в 1994 г. стал деканом исторического факультета КГУ им. А.Байтурсынова. С 1995 года Иван  Терновой был профессором кафедр политологии и политэкономии, Отан тарихы, истории Казахстана. В 2005 году переведён на должность советника ректора. В 2007 году назначен на должность руководителя Центра региональных исторических исследований КГПИ. С 2012 по 2015 г.г. работал в должности специалиста научно-исследовательского центра археологии и этнологии кафедры истории Казахстана КГПИ.
Все эти годы Терновой активно занимался наукой. За вклад в развитие высшего образования нашей области награждён нагрудными знаками «Қостанай мемлекеттік педагогикалық институтына сіңірген еңбегі үшін», «Ибрай Алтынсарин», «Өмірзақ Сұлтанғазин», многочисленными медалями, почётными грамотами, удостоен премии «Казына» Клуба меценатов.
Иван Кондратьевич одним из первых написал книги по истории родного города, области и её районов. Среди них двухтомник, посвящённый истории Костанайской области, история Костанайского государственного педагогического института, книги по истории Алтынсаринского, Карасуского и Убаганского районов, двухтомная история областного центра «Кустанай – Костанай: Очерки истории», книга о кустанайском купечестве и многие другие. Кроме того, Иван Кондратьевич подготовил и опубликовал более 50 научных статей, связанных с историей родного края. Его работы стали ценным источником для исследователей, краеведов, педагогов и всех, кто интересуется прошлым Костанайской области.
Растущий интерес к трудам и личности Ивана Тернового со стороны преподавателей, научных работников, студентов и широкого круга читателей побудил сотрудников ОУНБ выпустить персональный библиографический указатель. Книги и статьи о жизни и деятельности Ивана Кондратьевича также можно найти в краеведческой полнотекстовой базе данных «Костанайская область: история, люди, события».

Гульмира ТАТЕНОВА,
главный администратор баз данных отдела краеведческой литературы ОУНБ им. Л.Толстого, г. Костанай

Актуально

Реклама

Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.

Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».