С чего начинается профессия учителя? У кого-то – с продолжения семейной династии, у другого – с примера любимого учителя, у третьего – с желания делиться знаниями… У героев сегодняшней публикации путь в профессию начался со школьного педотряда.
Эти ребята пришли учиться в педагогический институт не случайно, не из-за возможности получить грант, не из-за хорошей зарплаты педагогов. Они выбрали быть учителем, так как знают, что это такое. А эти знания и первые базовые умения они получили благодаря проекту «Педагог в непрерывном образовании», который пять лет назад начал реализовываться в школах области по инициативе руководителя областного методического кабинета управления образования Татьяны Набатниковой.
Дети любят позитивных учителей
Студент 1 курса педагогического института им. У.Султангазина Олжас Валеев получил первый учительский опыт в педотряде ОШ №12 г. Житикары. Он рассказывает, что уже 9 классе впервые попробовал вести уроки в младших классах, в рамках педотряда проходили встречи с опытными учителями, мастерами педагогики, что стало хорошей базой для будущей профессии.
- Интерес к деятельности учителя сформировался ещё в детстве. В нашей семье большинство или врачи, или учителя, – рассказывает Олжас. – Мне всегда нравилось работать с детьми. Выбрал преподавание физкультуры, так как сам увлекаюсь спортом, в школьные годы играл в футбол, был членом молодёжной сборной Костанайской области. Травма колена помешала продолжать заниматься футболом, сейчас мои предпочтения – волейбол и шахматы.
Не все, придя в профессию, остаются в ней, одними из главных причин ухода из школы оказываются неготовность к сложностям работы с детьми, выстраивания взаимоотношений с их родителями. Педотряд даёт возможность подготовиться к этим вызовам.
- Я раньше заменял тренера, когда он был в отпуске, проводил тренировки у младших ребят, ездил с ними на соревнования, и мне нравилось с ними заниматься. Первое время они меня не слушали, но со временем научился добиваться их внимания и уважения, – говорит Олжас Валеев. – Мне кажется, большую роль играет позитивное настроение, особенно когда работаешь с младшими классами. Дети любят весёлых учителей. Они очень игривые, не знают, куда выплеснуть свою энергию, и это нужно использовать. Нужно постараться стать им старшим другом. Но и ответственность должна быть в приоритете, нужно понимать, что ты отвечаешь за здоровье и безопасность каждого ребёнка. Конечно же, придётся запастись терпением, потому что не всё сразу будет получаться. И личный пример – это важное условие для того чтобы заслужить авторитет в глазах учеников. Для меня в своё время примером настоящего педагога стал тренер Юрий Викторович Овечкин, который не только стал наставником в спорте, но и во многом способствовал моему воспитанию. Мы по-прежнему с ним поддерживаем тёплое, доверительное общение, созваниваемся, он помогает мне с учёбой. Он учитель русского языка и литературы и одновременно тренер по футболу и лёгкой атлетике.
Физкультура не у всех детей любимый предмет. Как заинтересовать детей, втянуть их в занятия спортом? Олжас считает, что у любого человека есть способности к тому или иному спорту, нужно только их раскрыть, найти подход к каждому ученику.
- Мы в детстве во дворе много играли в различные подвижные игры, в которых не только формировался первый спортивный опыт, но и зарождалась дружба. И этим играм я могу научить детей. В педотряде мы занимались два раза в неделю, собирались с вожатыми, обсуждали планируемые мероприятия, посещали уроки, помогали учителям, иногда сами преподавали. В 10 классе уже могли сами полностью провести урок. Это было погружение в профессию, позволяющее понять, с чем придётся столкнуться в будущем. На практике гораздо лучше понимаешь, каков труд учителя. И это меня не отпугнуло, а напротив укрепило в выборе.
Педагогика – это моё
Студентка 3 курса пединститута Ангелина Быченко – выпускница Забеловской ОШ Житикаринского района, которая вошла в проект «Педагог в непрерывном образовании» с первых же дней его работы.
- Мой выбор профессии учителя случился не сразу. Сколько себя помню, я хотела связать свою жизнь с медициной, и поэтому в школе особое внимание уделяла биологии и химии, – рассказывает Ангелина. – А потом в нашей школе появился педагогический отряд. Я тогда училась в 10 классе. И занятия в педотряде круто изменили мои представления о будущей профессии. Это оказался очень интересный и важный проект. Начались встречи, тренинги, конференции, олимпиады, в которых участвовали ребята со всей области, из России, Беларуси, Эстонии… Было так здорово! Когда я начала помогать учителям вести уроки, заменять их на время, это оказалось мне близко и очень интересно. И я подумала: может быть, на самом деле педагогика – это моё. Можно с уверенностью сказать, что именно педотряд дал мне старт в будущую профессию. Я присматривалась ко всем особенностям учительского труда, узнавала, как составляется календарно-тематическое планирование, краткосрочный план на урок. Очень полезно и важно, что на занятиях в педотряде мы разбирали цели и задачи уроков, получали ту базу, которую другие студенты осваивают только в вузе. Это помогло мне чётко понимать особенности профессии педагога и осознанно сделать свой выбор. И уже здесь, в вузе во время практики я начала получать удовольствие от своей работы учителем, с увлечением подходить к проведению занятий, внеклассных мероприятий.
Студентка отмечает, что далеко не все её однокурсники после практики готовы работать учителем. Некоторые говорят, что после окончания вуза в школу не пойдут, поскольку не понимали раньше, каково быть педагогом. А у Ангелины после занятий в педотряде не было никаких неожиданностей и разочарований, она знала, зачем идёт в эту профессию, какие в ней плюсы и минусы. В школе Ангелина Быченко будет преподавать химию.
- Это сложный предмет, не всем химия нравится в школе. Как заинтересовать детей? Думаю, что главное – связь с жизнью. Американский химик, лауреат Нобелевской премии Лайнус Полинг говорил: «Химики – это люди, которые понимают жизнь». И наш преподаватель Ольга Чернявская уверят, что любую сферу деятельности можно связать с химией. Дети должны понимать, для чего им нужна химия, тогда она им будет интересна.
Я первый учитель в семье
Многие выбирают профессию учителя, исходя из семейных традиций. Студент 2 курса, выпускник Аулиекольской школы-гимназии им. С.Баймагамбетова Александр Жунусов в своей семье будет первым педагогом.
- Меня в школе больше всего интересовал английский язык, с удовольствием им занимался и планировал стать переводчиком. Мысли о педагогике не было. Но когда меня позвали в педотряд, и я втянулся в его работу, сформировались представления об учительской профессии, возник интерес, – вспоминает Александр. – Благодаря педотряду я узнал, как преподавать, какие в этой работе есть подводные камни, как справляться с педагогическими задачами. И поэтому, когда я поступал на факультет иностранных языков пединститута, я знал, на что иду. В педотряде было много различных мероприятий, благодаря которым я учился работать с детьми, налаживать с ними контакты, увлекать каким-то делом. Участвовал в слёте будущих педагогов, проводимом на базе нашей школы, где получил также немало полезных знаний. Английский язык, к счастью, довольно востребован у школьников, как минимум половина ребят мотивированы на его изучение, поэтому свою задачу я вижу больше в том, чтобы дать ученикам хорошие знания, научить их пользоваться многочисленными ресурсами для освоения языка. Надеюсь, став учителем, я смогу найти свои методы работы, чтобы мои ученики успешно изучали английский, а если захотят, то и французский – это мой второй иностранный язык.
К выбору профессии учителя надо готовить
Проект «Педагог в непрерывном образовании» – детище Татьяны Набатниковой, заместителя директора методического центра управления образования. Она отдала воплощению этой идеи много душевных сил, переживала за каждого участника, помнит каждого из ребят, кто уже получает педагогическое образование.
- У меня давно зрела идея создания школы будущего педагога. Во время работы завучем мне запомнился показательный случай: молодая учительница провела в школе один-единственный урок, а потом пришла ко мне и сказала, что будет писать заявление на увольнение, так как поняла, что эта работа не для неё. И с тех пор я думала, что надо готовить ребят к выбору профессии учителя, – рассказывает Татьяна Ивановна. – А когда была принята концепция непрерывного образования, у меня сразу сложилась идея: педагог в непрерывном образовании – вот что нам нужно. То есть, учиться работать в школе, начиная со школы. На одной из августовских конференций я выступила именно с темой «Методическое сопровождение профессионального пути педагога из школы в школу».
Татьяна Набатникова уверена, что надо не просто рассказывать ребятам, как хорошо быть учителем, но готовить практически, психологически. Пять лет назад проект начался с трёх школ – Тогузакской ОШ Карабалыкского района, Забеловской ОШ Житикаринского района и Камыстинской ОШ №1, где были созданы педагогические отряды. Постепенно добавлялись другие школы, работа велась на казахском и русском языках. Подключились КРУ, НИШ, педагогический колледж, где проходил гайд в педагогическую профессию.
- Все мероприятия в рамках проекта мы проводили в разных районах области. Очень яркими, креативными были слёты будущих педагогов, которые объединяют ребят, выбравших профессию учителя, раскрывают их в нестандартной форме, дают возможность проявить знания, побуждают к соревновательности. Наши ребята – участники педотрядов сдружились, нашли единомышленников, поддержку у старших товарищей и наставников. Результат работы проекта не замедлил сказаться: в 2023 году из участников педотряда 73% ребят выбрали педагогические специальности, в 2024 году – 80%, в этом году – 82%. Это хороший показатель. А если кто-то отказался от мысли стать учителем – это тоже результат, значит, он не сделает ошибки в выборе профессии, не потратит зря четыре года в вузе.
Педагогические пробы – вещь сильная, позволяющая ребятам осознать себя в профессии.
За эти пять лет много дел в рамках проекта было реализовано. Проводились дебаты, педагогиады с международным участием, Дни будущего педагога. Члены педотрядов проводят уроки, составляют поурочные планы, изучают педагогические методики, знакомятся с нормами педагогической этики и законами. Разработано и методическое сопровождение. Например, Тогузакская школа разработала пособие по тьюторскому сопровождению будущих педагогов. Разработаны и одобрены три программы элективного курса «Будущий учитель». Особенно важно, что и в организации работы педотрядов, и в разработке программ в первую очередь задействованы директора школ, которые видят эффект этой деятельности для пополнения коллектива хорошими специалистами.
- На данный момент в работу с будущими педагогами включены 26 школ области, в том числе городские. И теперь уже проект можно закрывать, а работу вести в массы, – резюмирует Татьяна Набатникова. – Наш методический центр, конечно, продолжит оказывать поддержку, чтобы эта уже налаженная система подготовки учителей со школьной скамьи продолжала успешно действовать и развиваться.
Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».