Более 40 лет Леонид Денисович Галеня посвятил системе технического и профессионального образования Костанайской области. Это был настоящий профессионал в педагогике и просто хороший человек, о котором коллеги, его ученики и друзья говорят с искренней теплотой и только в превосходной степени.
В самом начале восьмидесятых годов теперь уже прошлого века в Костанай по направлению приехал молодой специалист, выпускник Карагандинского политехнического института Леонид Галеня и с головой окунулся в работу преподавателя специальных дисциплин в профтехучилище №62. Ему здесь и сейчас хотелось горы сдвинуть, воплотить в реальность множество задумок и идей. И получалось: поддерживали коллеги и инициативные ученики, которым тоже было интересно попробовать свои силы в конкурсах и мастер-классах. Инициативность и энтузиазм молодого преподавателя заметили и пригласили работать заместителем директора по учебно-производственной работе в профтехучилище №63. А после слияния среднеспециальных учебных заведений Леонид Галеня был назначен заместителем директора по учебной работе уже в строительном техникуме.
Коллеги помнят, как ходили за ним гурьбой ребята, которых он покорял своим профессионализмом и знанием всего на свете, как считали они. А ещё учил подростков не только теории выбранной профессии, но и достойно принимать удары судьбы, с которыми молодым рабочим ещё не раз придётся столкнуться на жизненном пути, учил их житейской мудрости. И всё это не в монотонных нотациях, а в искренних разговорах, которые велись по-доброму, по-отечески. Да, Леонид Денисович был добрый человек с хорошим чувством юмора, любил жизнь, этому учил и своих воспитанников. Общаться с ним ребятам было легко, комфортно.
Не счесть количество профессиональных конкурсов – местных, областных и выше рангом, организованных и проведённых Леонидом Денисовичем. А уж если Галеня повёз команду на республиканский или всесоюзный конкурс «Лучший по профессии», то, практически, все были уверены: костанайцы вернутся домой с победой. Как горды были наши ребята, когда одержали блестящую победу на всесоюзном конкурсе строительных профессий в Симферополе. Они боготворили своего педагога. В нём как-то одновременно уживались и гармонично сочетались строгость, требовательность, принципиальность и неподдельная теплота, которой он щедро делился с мальчишками и девчонками. А они безоговорочно доверяли своему наставнику, потому и не подводили его, стараясь показать всем, что и в далёком степном краю не лыком шиты – всё умеет наша молодёжь. Их переполняла гордость за свою область и Казахстан, где тоже блестяще готовят для страны достойную рабочую смену.
За 46 лет работы в системе технического и профессионально образования Леонид Галеня подготовил не одну сотню высококлассных специалистов рабочих профессий: столяров, плотников, каменщиков, отделочников. Леонид Денисович не только находил спонсоров для проведения соревнований, слётов, но и держал тесную связь с работодателями, чтобы выпускники училища и техникума были обеспечены работой с достойной оплатой труда. Ему была не безразлична судьба тех, кого он обучил. Леонида Денисовича как профессионала и энтузиаста своего дела хорошо знали коллеги по цеху не только в нашей области, но и республике, а потому все искренне поздравляли его с присвоением звания «Отличник профессионально-технического образования Казахской ССР». Как высокопрофессиональный работник областной системы ТиПО Леонид Галеня был приглашён в Костанайский ИПК, а затем и в АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» по Костанайской области», где делился своим богатейшим опытом с преподавателями системы технического и профессионального образования всего нашего региона.
Но и здесь его неугомонная натура требовала нестандартного подхода к делу. Леонид Денисович старался приглашать на лекции интересных специалистов, знал, в какое учебное заведение стоит повести слушателей, чтобы те почерпнули для себя всё самое лучшее и ценное. И педагоги были благодарны ему за лекции и просто общение с интересным человеком, который умел умные разговоры на профессиональные темы сочетать с искромётным юмором, отчего, казалось бы, на неразрешимую проблему уже смотрелось совершенно под другим углом. Леонид Денисович всегда держал тесную связь с колледжами. Он блестяще знал свою профессию, поэтому был великолепным наставником для преподавателей и мастеров, с которыми не прекращал общаться, даже работая в институте: помогал им не только профессиональным советом, но и конкретным делом. На курсах повышения квалификации старался познакомить слушателей со всем новым, передовым, что есть в этой сфере, как в республике, так и за её пределами. Будучи соавтором методического пособия «Внедрение дуальной системы обучения в учреждениях технического и профессионального образования» Леонид Галеня с командой преподавателей Костанайского филиала одними из первых в стране представили опыт работы по дуальному обучению, который строился на двух канонах: учимся и параллельно работаем. Это было подано смело и профессионально. Опыт костанайцев был подхвачен во многих областях Казахстана. В эту работу вложена большая часть профессиональных знаний Леонида Денисовича.
Его коммуникабельность, искренность, доброта, душевность и человечность притягивали всех, кто с ним общался. И на всех он находил время. Любил свою семью. Был хорошим сыном, мужем, отцом троих детей, которые тоже не были обойдены вниманием и отцовской заботой.
Сегодня с нами нет нашего ветерана и хорошего человека Леонида Денисовича Галени. Но в наших сердцах навсегда останется память о нём: скромном, добром, искреннем...
Коллектив Костанайского филиала АО «НЦПК «Өрлеу»
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.