Сердце учителя, отданное казахстанским детям

Выпуск - №32-33 (529-530)   :   24.08.2022
679

Как много в мире учителей с большой буквы, как много успешных людей, с благодарностью вспоминающих своего, того самого учителя.… Это те педагоги, которых вспоминаешь спустя десятки лет, с кем хочешь встретиться, и как в детстве поделиться переживаниями, победами и поражениями. О таком учителе сегодня хочу рассказать и я. 

В далеком 70-м году она начала свою трудовую деятельность в казахской школе, которую основал Ибрай Алтынсарин в Тургае. В совершенстве освоила казахский язык, с первых дней завоевала авторитет учеников, не боялась говорить правду и поступать, как тогда модно было говорить, по совести. Это Станислава Щегельская. В Костанайской области её знают ещё и как талантливого, строгого, но справедливого руководителя. 

В преддверии 75-летнего юбилея Станиславы Александровны ОО «Областной профсоюз «Қорғау» поздравляет её и адресует эту статью как благодарность от лица тысяч людей, для которых Станислава Щегельская хороший друг, высококлассный специалист и педагог, ставший примером. 

В казахские степи по зову сердца
До глубины души потрясает тот факт, что спустя десятки лет Станислава Александровна поимённо помнит каждого ученика, каждого своего учителя, всех родителей и может часами напролёт рассказывать о том, как прошла её педагогическая юность в далекие 70-е, 80-е годы прошлого столетия.
Она родилась в семье с педагогикой никак не связанной. Любовь к этой профессии началась с учителей: первый учитель Нина Захаровна, все последующие педагоги из Закарпатья (Украина) и Торгая – все как на подбор были профессионалами высокого уровня. Как вспоминает Станислава Александровна, они были требовательными и строгими, но их уважение и любовь к каждому ребёнку удивляли и с каждым днём укрепляли желание пополнить ряды учителей, самой отдать сердце детям. Сама судьба будто толкала вчерашнюю школьницу в объятия педагогики, и она сделала свой выбор, пойдя при этом сложным, в какой-то степени даже странным для окружающих путём. 
Окончив институт по специальности «Учитель английского языка», Станислава Александровна имела свободный диплом и могла получить любое место при распределении на работу, но когда о Торгайской области (где Станислава Александровна оканчивала два последних класса школы) отозвались пренебрежительно, приняла принципиальное решение: работать буду именно на казахской земле. Выдавая направление, в институте не могли сдержать удивления, но решение поддержал отец, которому в силу профессии и обстоятельств довелось работать в тех краях. 

Плохих детей не бывает
Так началась трудовая деятельность совсем юного учителя английского языка в 5, 6, 7 классах. В то время строгость и требовательность была неотъемлемой частью профессии, а дети, учившиеся в посёлке, требовали особого, разностороннего подхода к воспитанию. Как признаётся Станислава Александровна, были и социально уязвимые семьи, дети из которых считались трудно поддающимися воспитанию. Как правило, работать с ними сложно, поэтому предпочитают именно благополучных и прилежных. Но в случае Станиславы Александровны всё было с точностью до наоборот: к таким детям она испытывала особую любовь и старалась именно им уделить больше внимания. Она точно знала, что происходит в семье, кушал ли ребёнок, спал ли и как он себя чувствует. В то время, когда все учителя в школе носили в руках указку, в целях профилактики «пугающую» учеников, она на вопрос непослушных школьников, почему она не носит указку, ответила: «Мне она не нужна, мы с вами будем дружить». Такая простая, со своим видением людских сердец она быстро стала отличаться от остальных, и дети не могли это не отметить.
А дальше всё проходило и вовсе в новом ракурсе для школьников и их родителей: регулярные родительские собрания, где педагог буквально требовала присутствие папы, если ученик мальчик, в случае девочек могла прийти и мама. Понимая, что в подростковом возрасте крайне важны нравственное воспитание, вопросы гигиены и личной неприкосновенности, Станислава Александровна делала классные часы раздельными для мальчиков и девочек, подробно отвечала на вопросы, объясняла нюансы развития и поведения человека.
Большую часть времени Станислава Щегельская уделяла именно чужим детям, хотя таковыми их не считает, для неё равны все, за каждого душа радуется по сей день. Работая директором Тургайской русской школы, утро она начинала с посещения пришкольного интерната для детей из отдалённых сел. Ученики, не привыкшие к такому вниманию, невольно перестраивались. В свободное время вместе с ними она участвовала в различных творческих смотрах, где её воспитанники пели, танцевали, читали стихи на казахском, украинском, английском языках. Очень тёплое было время!

Непростой выбор
Спустя несколько лет, Станислава Александровна в связи с переводом супруга на другую работу, переехала в Аркалык. Сначала работала учителем английского языка в школе №5 и заведующей кабинетом иностранных языков в областном институте усовершенствования учителей. В 1987 году ей предложили должность заместителя заведующего отделом образования Тургайской области. Это было трудное решение, при принятии которого было пролито немало слёз: очень не хотелось расставаться с теми, кому она когда-то решила посвятить жизнь. Ведь она шла в педагогику воспитывать и обучать детей и никогда не хотела работать в управленческом аппарате. Но жизнь распорядилась иначе… На вопрос: «О чём вы жалеете?» Станислава Александровна сказала: «Очень мало времени я была простым учителем, как я мечтала, ведь я так любила именно работу с детьми».
Мы разделяем мнение Станиславы Александровны, но всё же рады, что благодаря её управленческой деятельности Костанайская область приобрела такого грамотного начальника отдела департамента образования. Щегельская работала рядом с Генрихом Шеком, и это были лучшие, процветающие времена для костанайского образования.
В семье по стопам Станиславы Александровны пошла только сноха, но, по её словам, этого достаточно, поскольку и в ней в том числе она сегодня видит продолжение главного дела своей жизни – любви и заботы о подрастающем поколении.
 Мы от всей души поздравляем Станиславу Александровну с юбилеем, желаем ей всегда оставаться такой же молодой в душе, неравнодушной и деятельной. Огромного здоровья Вам и долгих лет жизни – Учитель с большой буквы!

Станислава Щегельская – Отличник народного просвещения Казахской ССР. Работала учителем английского языка, директором Тургайской средней школы им. Н.Г. Иванова, заместителем директора Аркалыкского педагогического училища, заместителем заведующего областным отделом образования Тургайской области, начальником отдела департамента образования (управления образовани) Костанайской области. За плодотворную работу в системе образования в 2008 году награждена нагрудным знаком «Ибрай Алтынсарин». В 2019 году получила благодарственное письмо от имени Президента РК Касым-Жомарта Токаева. 

______________________________________________________________________________________

Айгуль Мустафина, директор республиканского ОО «Союз профессиональных управляющих в процедурах банкротства «Жетысу» по Костанайской области: 
- С 80-е гоыд я училась в средней школе №5 им. Н.Крупской. Классным руководителем в 5-6 классах и учителем английского языка у нас была Станислава Александровна Щегельская. Такого прекрасного учителя в моей жизни больше не было! Помимо английского языка она свободно владела казахским, немецким языками. Именно она подвигла меня пойти учиться после школы в институт (английский язык). Она не только большой профессионал как преподаватель, но была отменным классным руководителем. Смело могу заявить, что весь наш класс очень уважал Станиславу Александровну. Она очень справедливый человек. В классе были и трудные дети, при этом к каждому она нашла свой подход. Даже через много лет после окончания школы почти все ученики поддерживают связь с нашим замечательным учителем.

Сандугаш Алматова, директор Торгайского гуманитарного колледжа:
- На священной Торгайской земле трудилось много замечательных людей именно на учительской стезе. И одним из особо уважаемых учителей, преданных своему делу, стала Станислава Александровна Щегельская. В конце 70-х годов она была классным руководителем 10 «Б» класса казахской СШ им. И.Алтынсарина. Я до сих пор помню организованные ею культурные мероприятия и вечера, которые оставили неизгладимый след в наших умах, обогатили историческими знаниями. Я с благодарностью вспоминаю её занятия по обучению танцам и пению. Под руководством Станиславы Александровны мы научились танцевать польку, украинский танец и петь песни разных народов, ставить школьные спектакли. В то время было очень много поездок и экскурсий для школьников в разные страны. Станислава Александровна возила нас в Латвию, Литву, Белоруссию, Эстонию. И каждый раз после поездки проводила воспитательные часы, чтобы познакомить нас с историей и традициями стран, которые мы посетили. Её любовь к детям, к своему делу, педагогический дар, интеллигентность, эрудированность вызывали ответную любовь и уважение учеников и коллег.
Мы с гордостью говорим, что счастливы быть в числе воспитанников Станиславы Щегельской. Неудивительно, что сыновья и дочери выпускников нашего класса работают по всей республике и за её пределами. Я считаю, что путь образования и воспитания, указанный нашим учителем, мы продолжили в своих детях и внуках. 
С большим уважением желаю Станиславе Александровне здоровья, долгих, счастливых лет жизни в её юбилейный день рождения!

Валентина КУШЕТЕРОВА, 
ветеран педагогического труда, председатель ОО «Костанайский областной профсоюз работников образования и науки «Қорғау» 

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".