Школа как путеводная звезда

Выпуск - №17 (413)   :   25.04.2020
103

В рамках программы «Рухани жанғыру» спецпроекта «Туған жер» в Константиновской основной школе ведётся проектная деятельность «Родной край» с целью изучения истории малой родины, воспитания любви к ней, признательности известным, заслуженным землякам. 

Особенность проекта состоит в преемственности знаний и опыта поколений, что служит нравственному воспитанию детей. И здесь бесценно общение с пожилыми односельчанами, которые могут рассказать много интересного и познавательного о родном крае. 

Ученики среднего звена под руководством классных руководителей Ольги Поповой и Айслу Каиповой познакомились с непростой судьбой ветерана педагогического труда Марии Петровны Стадниковой.

Она родилась 2 мая в 1929 году, в посёлке Осиповке Убаганского района. Здесь в начальной школе проучилась четыре года, а в среднюю школу пошла в Большой Чураковке. Училась хорошо, но благополучно окончить школу помешала Великая Отечественная война. В 15 лет Марию, как и многих подростков, направили работать. Ей довелось трудиться на 514 фрезерном военном заводе, эвакуированном из города Клина в Кустанай. Сначала Мария осваивала новую деятельность учеником станочника, а затем уже самостоятельно работала в механическом цехе. Мария Петровна вспоминает, что по условиям военного времени рабочим не рассказывали, что они изготавливают, всё держалось в строгой тайне, лишь были чертежи, по которым они вытачивали мелкие детали. На сборку молодёжь не допускали. Проработала Мария за станком до конца войны, внеся свою посильную лепту в победу над фашизмом.

По окончании войны вышел приказ освободить от работы всех желающих продолжить обучение. «Я очень хотела учиться и с детства мечтала стать педагогом», - рассказывает Мария Петровна. Её заявление одобрили, и она сразу же поступила в педагогическое училище, чтобы стать учителем начальных классов. Время было тяжёлое, мало кто мог заниматься только учёбой. Многим приходилось и учиться, и работать. Вот и Мария Петровна, учась заочно, работала в своей средней школе, в Большой Чураковке. «Дети тогда с большой радостью бежали на уроки, с огромным желанием изучали предметы, в их глазах всегда горел интерес к знаниям», - вспоминает ветеран. 

Педагогических кадров после войны не хватало, особенно на селе. И Марии Петровне приходилось работать не только учителем начальных классов, но преподавать русский язык, выезжая в другие сёла. Так продолжалось пять лет. И вот наступил торжественный день, когда на сцене счастливой Марии Петровне вручили аттестат об окончании педагогического училища. Этот момент остался одним из ярких воспоминаний её жизни. 

До 1950 года Мария Петровна работала в своём Убаганском районе. А в 1951 году познакомилась со своим будущим мужем Иваном Ивановичем Стадниковым, только пришедшим из армии. Его направили в Константиновку Костанайского района участковым. И Мария Петровна продолжила педагогическую деятельность в Константиновской школе учителем начальных классов.

45 лет Мария Петровна Стадникова посвятила любимой профессии, реализовав себя, свои таланты в том деле, которое ближе всего к сердцу. Через руки Марии Петровны прошёл не один десяток ребят, которые и по сей день с глубоким уважением произносят её имя. Но и в свои 90 лет она не забывает о школе: приходит на праздники, беседует с детьми, рассказывая о пережитом, читает любимые стихи. Путеводной звездой для Марии Петровны всегда было стремление к образованию, к самосовершенствованию, поэтому и нашу встречу закончила словами: «Учиться, учиться и учиться…» 

Мы хотим пожелать Марии Петровне крепкого здоровья, благополучной жизни, и пусть она как можно дольше радует нас возможностью общения с таким замечательным человеком. Мы гордимся, что в Константиновке живут такие люди-легенды.
 

Клавдия БЕКМАГАМБЕТОВА,
замдиректора Константиновской ОШ, Костанайский район

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.