Сколько нужно мудрости, чтобы никогда не терять доброты! 

Выпуск - №49(445)   :   19.12.2020
128

Когда 35 лет назад меня пригласили на работу в Кустанайское педагогическое училище, в городе, да и в области среди учительства бытовало мнение, что попасть в штат этого учебного заведения – на грани фантастики. В училище был, действительно, звёздный состав преподавателей, а возглавляла этот коллектив Валентина Сальник – грамотный руководитель и одновременно удивительной теплоты человек. 


В училище, директором которого в 1981 году стала Валентина Петровна, был создан коллектив единомышленников, связанных единой нитью взаимопонимания и взаимовыручки. Это были необычные люди, одновременно сочетавшие в себе высокого уровня профессионализм, богатейшую эрудицию, благородство души, тактичность, проявление искренней заботы к окружающим. А всё, как говорится, начинается с головы. Именно поэтому вновь принятые в слаженную команду молодые коллеги очень быстро осваивались в коллективе и чувствовали себя здесь комфортно и свободно. Так случилось и со мной. Буквально через месяц мне казалось, что я всегда работала в училище. 
Валентина Петровна с первых дней пребывания новичка проявляла по отношению к нему не только профессиональный интерес, но человеческую, я бы даже сказала, материнскую заботу и внимание. В те годы наши студенты, как и все учащиеся средне-специальных учебных заведений, осенью выезжали на сельскохозяйственные работы. Задача училища – уборка картофеля в п. Александровке Кустанайского района. Возглавлять такой мощный отряд нужно было, конечно, преподавателям, которых, как и везде, для поездки на такой «курорт» не хватало или в силу возраста, или хронической болезни некоторых педагогов. Но при этом Валентина Петровна никогда не позволяла себе в командном порядке решать не такой уж простой вопрос. Она умудрялась учитывать всё: и семейное положение, и наличие маленьких детей, и многое другое в жизни каждого человека, чтобы не допустить ошибку и не навредить своему коллеге. В результате принималось единственно правильное решение. Эта дипломатичность и деликатность руководителя во многом способствовали ещё большему сплочению коллектива. С таким руководителем хотелось общаться и  работать. 
Как директор Валентина Сальник большое внимание уделяла укреплению материальной базы училища, которое только что переехало в новое здание в районе КЖБИ, появилось своё общежитие, которое тоже нужно было осваивать и содержать в надлежащем порядке. У каждого преподавателя появился свой кабинет, который оборудовался техническими средствами, пополнялся новой методической и дидактической литературой. Обогащались новыми поступлениями читальный зал и библиотека училища. Конечно, тогда учебное заведение не было оснащено такой техникой, как сегодня, но, тем не менее, оборудование было на должном уровне. А в целом все кабинеты и помещения педучилища отличались  чистотой, порядком и любовью преподавателей и студентов к своему второму дому.
Сейчас в Костанайском педагогическом колледже ведут подготовку по многим специальностям. В 80-90-е годы прошлого столетия были только две специальности: «Дошкольное воспитание и обучение» и «Учитель начальной школы». Несмотря на это, в те годы намного увеличилось количество групп. Среди абитуриентов был стабильно высокий конкурс: семь-восемь человек на одно место. 
За год до перехода Валетины Сальник на другое место работы, в 1989 году в училище открылось отделение с казахским языком обучения по подготовке специалистов для дошкольных учреждений. Преподаватели отделения многое сделали для пропаганды государственного языка, казахской культуры.
За годы работы Валентины Петровны в училище сложились добрые традиции, активно поддерживаемые профсоюзом, педагогическим коллективом и сотрудниками. Это яркое празднование Дня знаний, Дня учителя, 8 Марта, 9 Мая; участие и проведение педагогических олимпиад, предметных недель, ежегодных встреч с выпускниками, праздничных концертов, литературных гостиных, встреч в библиотеке, в музее колледжа, посвящённому госпиталю, расположившемуся в военные годы в старом здании училища. 
Очень много внимания и сил уделялось Валентиной Петровной развитию активной спортивной жизни студентов и преподавателей. До глубокого вечера не выключался свет в спортивном зале: вели занятия в многочисленных спортивных секциях преподаватели училища. Не менее насыщенной была и музыкальная, творческая жизнь учебного заведения. Большое количество кружков художественной самодеятельности, перечислить которые просто невозможно, не оставляло равнодушными ни преподавателей, ни студентов. Коллектив педагогов и студентов принимал участие в городских, областных конкурсах художественной самодеятельности и неизменно был в числе победителей.
Никогда не прекращалась и была насыщенной, интересной педагогическая, методическая, воспитательная, спортивная, общественная жизнь учебного заведения. И в этом проявлялась забота и внимание нашего директора, Валентины Петровны Сальник, человека большой души и доброго сердца.
Прошли годы, но и старожилы училища/колледжа, и выпускники тех лет с теплотой и благодарностью вспоминают этого душевного, чуткого и внимательного человека, для которого, как мне кажется, постулатом всей жизни можно считать слова Цицерона, сказанные много веков назад: «Поступай так, как велит долг человека».
Известно, что общечеловеческие ценности не могут зависеть от возраста. Пожилой возраст мудрые китайцы считают самой счастливой порой жизни, периодом осознания ошибок и творческой самореализации. И сегодня с большим желанием Валентина Петровна принимает участие в работе по воспитанию и формированию будущих специалистов колледжа, участвуя в различных тематических мероприятиях, концертах, встречах с ветеранами педагогического труда, Великой Отечественной войны. Уважаемый ветеран с радостью делится с молодёжью своим профессиональным и жизненным опытом, понимая, что «самое полезное в жизни – это собственный опыт». Обращаясь к Валентине Петровне от имени всего педагогического коллектива колледжа в знаменательный для неё и для нас день, хочу сказать: «Уважаемая Валентина Петровна, с юбилеем! Вы, умудрённая жизнью женщина, педагог, много видели и много знаете, очень многое пережили и хорошее, и не очень, но не утратили бодрости духа, оптимизма, весёлой улыбки и радости от встреч с дорогими и приятными для Вас людьми. По-прежнему делитесь своим опытом и мудростью, профессиональной, житейской, человеческой. Нам это необходимо! Мы, как и раньше, ценим Вас за добрый нрав, душевную щедрость, открытость и искренность. Вам здоровья, жизненной силы, позитива, доброты и заботы  окружающих, хороших событий!»

Алефтина ЭМТЕР,
преподаватель Костанайского педагогического колледжа 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.