Скромный герой

Выпуск - №44(440)   :   10.11.2020
1168

Учитель начальной военной подготовки и физической культуры средней школы №4 г. Лисаковска Владимир Езехель почти 35 лет назад был участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Это трагическое событие недавно вновь вызвало всплеск интереса после выхода сериала «Чернобыль». 

Трагедия, произошедшая 26 апреля 1986 года, навсегда изменила жизнь миллионов людей на «до» и «после». Стремительное развитие нескольких городов обратилось страхом, безлюдьем и пустотой… 

- Владимир Васильевич, как получилось, что вы стали ликвидатором аварии на ЧАЭС?
- 27 апреля, нас, молодых солдат, в срочном порядке отправили к месту очага взрыва Чернобыльской АЭС. Но сначала мы, конечно, об этом не знали. Прозвучала тревога, применяемая на случай войны. Мы вооружились, всё как положено, построились и ждали боевого приказа. До личного состава не доводили пункта назначения и причины. Возможно, командиры знали о трагедии на АЭС, но мы, солдаты, были в недоумении: кто на кого напал, кого куда отправят? И, конечно же, никто не догадывался о том, что случилась чудовищная катастрофа. В Припяти (а мы оказались именно там), где радиационная пыль достигала зашкаливающих показателей, началась опасная и длительная работа по ликвидации последствий аварии. С нами были учёные, военные, медики… 

- Владимир Васильевич, знали ли вы о последствиях радиации? Было страшно?
- Мы даже и не задумывались об этом. Молодым парням по восемнадцать лет, жизнь яркая, солнечная. С чем нам придётся столкнуться, никто даже представить не мог. Страшно не было. Да, пустые улицы, тишина, безлюдье… Это настораживало. Но никто не боялся, ведь мы передвигались отделениями, всегда вместе. Мы охраняли десятикилометровую зону Чернобыльской АЭС с апреля по июнь и с ноября по февраль. Жителями Припяти были оставлены дома со всем нажитым скарбом, поэтому военнослужащие предотвращали возможное мародёрство. Охраняли вход и выход с территории. Тогда речь шла речь о том, что всё временно, что скоро люди вернутся в свои дома. Люди верили, верили и мы…
Для защиты у нас были ОЗК, «Лепесток» (своего рода респиратор), ежедневно каждый солдат проходил медицинский осмотр. Мы принимали солёную жидкость (скорее всего, это был йод). И соблюдался жёсткий карантин. Безусловно, его не сравнить с отношением людей к пандемии в наше время. 



- О чём вы думали, ежедневно выходя на свой пост? Считаете ли вы себя героем? 
- Вы меня ставите в неловкое положение. Ну какой я герой? Герои – это пожарные-огнеборцы, полиция , врачи… А я знал, что выполняю свой долг, свои обязанности перед Родиной. А то, что за мной была вся страна, ощущалось в поддержке и в условиях, созданных для ликвидаторов, для людей, которые находились в зоне бедствия. 

- Согласились бы вы сейчас поехать туда?
- Со временем начинаешь по-другому относиться к своей жизни. Тогда, будучи мальчишкой, я мечтал о великих подвигах, не задумываясь ни о чём. Но если бы это случилось сейчас, безоговорочно повторил бы. Иначе никак… 

- Владимир Васильевич, что такое подвиг? Как вы это понимаете?
- Жизнь – это подвиг. Рождение детей женщиной – это подвиг. Для кого-то преодолеть свой собственный страх – подвиг. Подвиг присущ любому человеку. Подвиг – это самопожертвование, не задумываясь ни на минуту о последствиях. 

- Замечаете ли вы изменения в обществе, в детях, ведь проработали учителем уже много лет? 
- Прежде, мне кажется, люди честнее были. Сейчас всё решают деньги, а раньше – личная честь и ответственность. Сейчас и моральная планка, к сожалению, накренилась. Молодые люди не задумываются о службе армии, как об обретении чести и уважения в обществе. Им важно быть обладателем огромного количество денежных знаков. Ну а что – заплатил и забыл… Это пугает. 

- Что для вас счастье? 
- Всё, что происходит с нами – хорошее, плохое – это большое счастье. Счастье – это жизнь во всех её проявлениях. Самый лучший день был вчера, самый лучший день – это сегодня.

- Чего вы боитесь больше всего на свете?
- Боюсь кому-то сделать плохо. Боюсь обидеть человека, ранить его грубым словом. Опасаюсь задеть чувства других людей.

- Если бы ваша жизнь была фильмом, как бы он назывался?
- Однозначно был бы приключенческий триллер, где главного героя подстерегают неизвестности, взлеты, падения… «Путешествие солдата Езехеля» - самое подходящее название моего фильма.

Дарья ФЕДОСЕЕВА,
ученица 11 «А» класса школы-гимназии, г. Лисаковск

 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.