Совершенный учитель

Выпуск - №38(434)   :   25.09.2020
165

Есть ли в вашей жизни учитель, которому вы благодарны и вспоминаете его всегда? Наставник, к которому вы можете обратиться за советом? Человек, которому можно позвонить и поговорить на любые темы? Для многих таким стал Копжасар Шаяхметов, педагог, воспитавший не одно поколение.

Копжасар Шаяхметович родом из села Узынагаш Мендыкаринского района. Его детство пришлось на военные годы, когда на победу работали все. И у девятилетнего Копжасара была важная миссия – подвозить еду сельским труженикам. После окончания  семилетней  школы в селе Туленгут, в 1947 году он поступил в Боровское педагогическое училище, которое окончил с отличием. А затем продолжил обучение на факультете филологии в Алматинском государственном университете имени С.Кирова. Мог ли студент Шаяхметов предполагать, что его преподавателем будет сам Мухтар Ауезов, автор романа «Путь Абая»?

После получения диплома, Копжасар Шаяхметов вернулся в родной аул и проработал 40 лет в Каратальской средней школе учителем казахского языка и литературы. Его профессиональные успехи были высоко оценены: в 1977 году Копжасару Шаяхметовичу было присвоено звание «старший учитель», и тут же звание «Отличник народного просвещения Казахской ССР». В 1984 году он стал Отличником просвещения СССР. В 1990 году был делегатом V Республиканского съезда учителей.

Ученики Копжасара Шаяхметовича вспоминают о нём исключительно с теплом и благодарностью. Среди них депутаты Парламента, успешные руководители, предприниматели, да и просто хорошие профессионалы в разных сферах. Копжасар ата – классный руководитель и моих родителей. 

- На уроках Копжасар Шаяхметович был требователен, приучал к ответственности и дисциплине, - вспоминает моя мама Ботагоз Ибраева, выбравшая по примеру своего учителя преподавание казахского языка и литературы. – Во внеурочное время ученики под его руководством ставили спектакли, и самое запоминающееся представление – постановка сцены из романа «Қалың мал» Спандияра Кобеева. Дети так вжились в роль, что зрители сопереживали и проживали вместе с ними жизни героев. Так как наш класс был самым музыкальным, нам чаще доверяли организацию концертов и творческих вечеров. Особое внимание Копжасар Шаяхметович уделял воспитанию: мальчики помогали старшим и младшим, девочки всегда заплетали косы, а родители приходили на каждое собрание. 

Портреты писателей и поэтов, вырезки из газет в качестве наглядностей и интересные рассказы привили ученикам любовь к литературе. И этому доказательством недавний видео-челлендж, посвящённый 175-летию со дня рождения Абая, где одноклассники моих родителей читали стихи великого поэта, исполняли его песни. 


Копжасар Шаяхметович на уроке

Супруга Копжасара Шаяхметова Разия преподавала в начальных классах и была первым учителем моего папы. Шестерых детей воспитали Шаяхметовы. А для скольких ребят их семья стала родной! Мои родители, их одноклассники окончили Каратальскую среднюю школу в 1975 году, и на протяжении 45 лет приглашают в качестве почётных гостей супругов Шаяхметовых. Для меня они – дедушка и бабушка. Несмотря на возраст, Копжасар ата всё такой же статный интеллигент, играющий в шахматы и совершающий пешие прогулки по вечерам.  
Каждый год в начале октября мы отмечаем День учителя. Однажды у меня спросили: «Есть ли у тебя учителя, которые мотивируют и хочется на них равняться?» Я ответила: «Это моя мама и Копжасар Шаяхметович».  

Свой рассказ я хочу завершить словами Льва Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель». Долгих лет жизни Вам, совершенный учитель!

Жанна ТАСКУМБАЕВА,
учитель информатики СШ №9 им. Г. Кайырбекова,
г. Костанай

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.