Судьба фронтовика в судьбе страны

Выпуск - №18 (465)   :   09.05.2021
131

Дедушки Садена уже не было при моём рождении. А мне всегда так мечталось увидеть дорогого для моего сердца человека, услышать от него самого историю жизни, жизни солдата Великой Отечественной войны. 

Из рассказов отца я знала лишь малую часть истории нашего деда. В нашей семье шестеро детей, я младшая. И отец, Батырбек Саденович Жуматаев, много работал, чтобы поднять нас на ноги, поэтому времени на рассказы о нашем дедушке у него было мало. 
Я знаю, что дед Саден Жуматаев был в числе воинов, героически защищавших Родину в годы войны. Он родился в 1924 году в селе Жаркаин Мендыкаринского района. У Садена было два брата и сестра. Старший брат Султан также был участником Великой Отечественной войны. На фронт мобилизован в 1942 году и воевал до 5 мая 1945 года как  стрелок 106 стрелкового полка. После демобилизации был разнорабочим колхоза «Жана турмыс», потом совхоза «Каратальский». За трудовые успехи награждён медалями.
Дедушка Саден до войны работал в родном ауле счетоводом. Семнадцатилетним пареньком был призван в ряды Красной Армии 1 августа 1941 года. Воевал в составе 285 стрелкового полка, 183 стрелковой дивизии 1-го Украинского фронта в должности командира стрелкового взвода. В ходе боевых действий получил два ранения. Первое пулевое ранение в ногу получил в бою 28 сентября 1944 года у города Кросна в Польше. Второе ранение настигло его 20 ноября 1944 года в боях в районе озера Балатон (Венгрия). Осколком от мины был тяжело ранен в голову, живот и левую ногу. До марта 1945 года лечился в авиагоспитале, после чего снят с воинского учёта, получил инвалидность второй группы из-за ампутации раненой ноги. Домой вернулся в 1945 году с наградами: орден Славы 3 степени, медаль «За победу над Германией». По рассказам отца, как и многие солдаты, вернувшиеся с войны, дедушка мало рассказывал о ней.
Несмотря на инвалидность Саден Жуматаев продолжал работать бухгалтером, вскоре женился. Саден и его жена Жамал вырастили десятерых детей: шесть девочек и четырёх мальчиков. Братья и сестры росли дружно, всегда были готовы помочь  друг  другу. Им перешли лучшие родительские качества: трудолюбие, выносливость, сила духа и воли, честность, порядочность, мальчиков украшало мужество, а девочек – скромность. Бабушка была награждена орденом «Материнская слава» I степени. Дедушка доработал в родном ауле бухгалтером до пенсии. Умер в 1980 году. А потом исчезли его награды. Поэтому я их, к большому сожалению, даже и не увидела. 
С детства я считала своего деда героем. Архивные данные подтвердили  мои представления. После долгих и упорных поисков на сайте «Память народа» я нашла официальные свидетельства. Совпали личные данные,  год и место рождения и проживания. Вот только речь шла не о Жуматаеве Садене, а о Жуматаеве Садине. Очевидно, что была допущена ошибка при написании имени, в те времена такое случалось часто. На этом сайте указан весь боевой путь деда начиная с места призыва и заканчивая местом тяжёлого ранения. Также указаны все ранения, полученные в ходе боевых действий, награды, подвиги, звания, прикреплены подтверждающие документы и наградные листы. Все эти данные я сохранила для себя и своих родных. Теперь новыми сведениями и знаниями пополнится история нашего рода, и всё это я с гордостью передам своим детям. 
Благодаря поиску, мне удалось восстановить утраченные факты из жизни нашего героя войны Садена Жуматаева, человека с отважным сердцем, который достойно и мужественно прошёл свой боевой и жизненный путь, и в нём как в зеркале отразилась сложная и богатая история казахского народа. Накануне Дня Победы хочется пожелать всем нашим детям и внукам, чтобы они никогда не знали войны, чтобы жили спокойно и долго под мирным небом. 

Акылбек ЖУМАТАЙ,
учитель истории Степановской ОШ, Мендыкаринский район

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".