Костанайская область многие годы входила в число казахстанских лидеров по качеству образования, победам школьников в олимпиадах и научных конкурсах, по успешным проектам педагогов-новаторов. И сегодня наш регион сохраняет свои высокие показатели на уровне страны. Конечно же, эти результаты – итог работы тех учителей, которых смело можно назвать авангардом костанайского образования. Это люди, влюблённые в свою профессию, живущие интересами школы, своих учеников. И среди них – Светлана Кривчун, 50 лет посвятившая работе учителем истории. 22 августа Светлана Алексеевна отмечает свой 75-летний юбилей.
Педагогический путь для Светланы Кривчун, пожалуй, был предопределён: она выросла в семье учителей, где к этой профессии относились с огромным почтением, считая лучшей и благороднейшей миссией.
– Родом я из Фёдоровского района. Отец Алексей Маркович Кривчун – ветеран войны, учитель истории. Но был период, когда он работал директором совхоза, в целинные годы создавал совхоз «Харьковский» Боровского района, где мы потом жили, где я училась в школе и в этой же школе получила свой первый трудовой опыт, – рассказывает Светлана Алексеевна. – Мама Валентина Константиновна в годы войны окончила учительский институт в Кустанае, преподавала биологию, химию, астрономию. И я с детства знала, что буду педагогом. Мы с братьями и сестрой играли в школу с малых лет, я всегда выступала в роли учителя.
В дипломе Светланы Кривчун записано: «Преподаватель истории и обществоведения. Методист по пионерской и комсомольской работе». Творческая работа с детьми ей была особенно по душе. Обладая многими талантами, молодому учителю хотелось как можно больше передать своим подопечным, придумать как можно больше интересных дел.
– Практику я проходила в Артеке, это незабываемый период, оставивший большой след, давший мне и важные навыки внеклассной работы, и уверенность в себе. Был период, когда мне хотелось стать певицей, пела я с детства, но безо всякой подготовки. Голос и слух есть, а соответствующего образования нет. Но зато очень стремилась реализовать свои способности, молодой задор. Поэтому я всегда была в числе активистов и в художественной самодеятельности, и в спорте – плавание, волейбол, рисовала, сочиняла стихи. За это меня и взяли вожатой в Артек, в этот знаменитый пионерский лагерь, что было очень почётно и ответственно. В мае мы приехали, в октябре уехали. Год был юбилейный: 50 лет пионерской организации, пятый слёт пионерии, поэтому работа шла очень большая, интересная. Опыт я получила огромный. Мы должны были сами разрабатывать праздники, сочинять сценарии, организовывать различные мероприятия и, конечно же, вести воспитательную работу, уделяя внимание каждому ребёнку. В моём отряде была Илона Броневицкая, дочь тогда очень популярной певицы Эдиты Пьехи. Но она никогда не кичилась, что у неё такая знаменитая мама, была озорной, весёлой, открытой девочкой. Мы с ней и после лагеря долго общались, переписывались. У меня вообще получалось найти подход к детям, может быть, потому что я сама всегда была неугомонная, да ещё и маленькая ростом, как девчонка. И воспитанники в лагерях, и ученики мне доверяли, мы часто беседовали по душам, а после окончания школы со многими ребятами остались тёплые отношения.
В 1974 году Светлана Кривчун окончила пединститут и вернулась в село Боровское, где жили родители. Ей предлагали остаться на кафедре, но она сказала: «В селе тоже должны работать специалисты».
– В декабре не стало нашей мамы, и я заботилась о своих младших братьях и сестре, которые в то время были студентами. Все они получили образование, у всех хорошие семьи, и я счастлива, что смогла им помочь. Через год я вышла замуж за соседа, с которым были знакомы семь лет. И с мужем переехали в совхоз им. Будённого, где он работал главным инженером, а я учителем истории. Девять лет было отдано Будённовской средней школе. Это было замечательное время, удивительно тёплый, дружный коллектив. Затем был перевод мужа в областной центр, и снова у меня новое рабочее место – Костанайский педагогический колледж (тогда училище), где я проработала четыре года. Кстати, там я начала впервые создавать краеведческий музей, эта деятельность меня всегда очень увлекала. Затем была 18 школа, где учились мои дети, а мне хотелось быть ближе к ним, потому что во время работы в педучилище я их почти не видела. А когда мой старший сын захотел изучать английский язык, мне понадобилось найти для него другую школу, потому что в 18 школе английский не преподавали. В тот момент в Костанае открывался технико-экономический школа-лицей (сейчас это физико-математический лицей), где английский язык как раз был хорошо поставлен. Я привела туда сына, а, оказалось, нашла новую работу – на 23 года.
Так благодаря случаю получилось прийти в школу, где сложилась самая долгая и самая увлекательная педагогическая жизнь. Как отмечает Светлана Алексеевна, под руководством Сергея Богданчикова работать было невероятно интересно. Всё было новым, нестандартным, творческим – и уроки, и внеклассная деятельность, и досуг.
– ФМЛ – это центр культуры, центр творчества, это внимательные, мотивированные дети, это талантливые педагоги. Здесь я реализовала самые смелые свои идеи, подготовила с учениками не одну научную работу, принёсшую победы на республиканском уровне, проводила открытые уроки, вела школу молодых историков. В лицее я создала краеведческий музей, для которого собирала экспонаты по всей области. Многое покупала на свои деньги, потому что хотелось как можно лучше, выразительнее представить историю и культуру нашего региона, многонационального народа. И горжусь, что этот школьный музей не раз был признан одним из лучших в республике, что он был очень интересен и взрослым, и детям, которые до сих пор его вспоминают. История родного края меня всегда увлекала, и я написала сборник по краеведению, который получил соответствующую лицензию.
Учитель-лентяй в ФМЛ никогда бы не смог работать, все мы были настроены на большую, серьёзную и в то же время яркую, творческую педагогическую деятельность. Сергей Петрович всегда высоко ценил свой коллектив. Он уникальный человек – строгий, требовательный и очень справедливый. Поэтому в школе, начиная с начального звена и до старших классов, был всегда высокий уровень обучения и воспитания. Надеюсь, что и сейчас в ФМЛ продолжаются лучшие традиции, потому что заложено было много хорошего.
Светлана Алексеевна говорит, что ей везло на хорошие коллективы: и в ПТУ, где довелось поработать три года, и в Боровской школе, и в Будённовской, и в педучилище складывались замечательные отношения с коллегами, с учениками, работалось легко (даже когда в профессиональном плане было трудно), с душой, с полной отдачей.
– Я в принципе такой человек, который погружается в своё дело. Всё самое интересное в моей жизни было связано с работой, со школой, с детьми. И от этого я считала и считаю себя счастливыми человеком. В профессии у меня высшая категория, а она просто так не даётся. Я считаю, что моё поколение учителей сделало очень много важного и нужного для системы образования, которая по сей день даёт отличные результаты: сколько замечательных специалистов, учёных, изобретателей, созидателей начинали свой путь в тех школах, в которых работали мои коллеги, мои сверстники. Хочется, чтобы о них помнили и относились с уважением и благодарностью к их заслугам, потому что в моё время педагоги работали не ради денег, не ради званий и категорий, а ради детей, ради любви к своей профессии. Иногда бывает забавно видеть, как под англоязычными названиями преподносят сейчас в виде новаций те методы и формы работы, которые мы давно уже успешно применяли. К слову, тесты, с помощью которых теперь в большинстве оцениваются знания учеников, мы в своё время тоже делали, но мы их составляли для слабых ребят, неуспевающих, чтобы хоть как-то помочь им, натолкнуть на верный ответ. Главное же у нас было «учитель-ученик», вот по такой системе мы работали. И я считаю её самой правильной. Я не отрицаю применения современных цифровых технологий для обучения, но это должно быть лишь одним из средств, а не основой. На мой взгляд, постоянное использование компьютера и интернета расслабляет мозг, делает его пассивным. А в юном возрасте это особенно опасно.
Светлану Кривчун сейчас бы назвали последователем гуманистической педагогики. А она просто всегда любила детей. Ко всем ученикам старалась относиться с одинаковым вниманием и уважением, в каждом ребёнке найти что-то особенное, помогающее ему поверить в себя. Успехи ребят были для учителя главным подарком.
– «Наша классная – самая классная!» – говорили мои ученики. Вот лучшее признание моего труда! Я никогда не хамила детям, никогда не ругала их при всех. Если мне нужно было с кем-то строго побеседовать, это было тет-а-тет. Мой класс для меня был как семья. Соответственно, старалась выстроить отношения, где на первом месте доверие, взаимопонимание, уважение к личности каждого. Мне важно было быть для учеников не ментором, а старшим другом. Но, конечно, без заигрывания и фамильярности. Этому служили и манера общения, и внешний вид. Я носила классические костюмы, старалась быть элегантной, чтобы чувствовался вкус, хороший уровень, но в рамках делового стиля. Даже когда в школе было очень холодно, я надевала туфли, красивый брючный костюм. Считаю, что учитель должен быть примером во всём, в том числе и в достойном облике, поведении. Из этого и складывается авторитет в глазах учеников, их родителей. Когда я жила в селе, то, как и все, занималась огородом, доила корову. Но в школу я шла всегда с причёской, маникюром, на каблуках и в шляпке.
Светлана Алексеевна и сейчас истинная леди: красивая, ухоженная, неизменно доброжелательная, очень обаятельная в общении. О пройденном пути говорит исключительно с теплом и благодарностью.
– Я довольна тем, что была и есть учитель. Всё, что знала, всё, что могла, я отдавала детям. И рада тому, что у меня были замечательные коллеги, очень хорошие ученики. Я любила и люблю свою профессию. Я люблю людей, общение. Я люблю свою семью, которая становится всё больше – у меня два сына и четыре внучки. Пусть у меня нет каких-то престижных наград, но зато у меня есть благодарные ученики, есть люди, которые прекрасно ко мне относятся, и есть с кем встретить мой юбилей. Что ещё нужно человеку для счастья? Чтобы не обижали, чтобы понимали и чтобы на добро отвечали добром.
Светлана ОФИЦЕРОВА
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».