Уроки Чехова

Выпуск - №5(401)   :   30.01.2020
166

29 января исполнилось 160-лет со дня рождения Антона Павловича Чехова. К этой дате в 7 «А» и 8 «А» классах Пешковской средней школы была проведена виртуальная экскурсия «Уроки Чехова, писателя и человека».

Ученики совершили увлекательное путешествие по страницам биографии и литературного наследия этого удивительного, неисчерпаемого художника слова. Четыре остановки в «усадьбе писателя» способствовали формированию у ребят не только интереса к литературе как учебному предмету, но и имели огромное воспитательное значение. Понятие «усадьба писателя» включает в себя богатый духовный мир Чехова. Какие же уроки нам преподносит писатель?

Ещё в ранней молодости у Антона Павловича сформировался определённый моральный кодекс, который он отрывочно излагал в письмах к своим братьям Александру и Николаю. Речь там идёт даже не о морали, а о воспитанности. По мнению писателя, воспитанные люди «уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...», «они сострадательны», «они уважают чужую собственность, а потому и платят долги...», «не лгут даже в пустяках», «не суетны», «не болтливы». Он сам воспитывал  себя в духе этих правил. 

Чехову было чуждо все мещанское, показное. Он писал: «Я хочу, чтобы наши дети, жёны, ученики любили в нас не имя, не форму и не ярлык, а обыкновенных людей». Поэтому в людях он ценил, прежде всего, не внешнюю красоту, а красоту внутреннего содержания. Ценны его слова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». 

По воспоминаниям друзей Чехова, он «был гостеприимен, как магнат»: в доме гостили без конца таганрогские  родственники со своими детьми, знакомые, друзья Антона Павловича, подруги Марии Павловны, сюда стремились врачи, учителя, сюда приезжали друзья младшего брата Чехова, Михаила. Все они знали, что найдут здесь и помощь, и поддержку. Без этой феноменальной общительности писатель, пожалуй, никогда не создал бы своих произведений, которые по праву называются энциклопедией русского быта. Путь его самовоспитания  не может не восхищать. 

Каждого человека, по мнению Чехова, характеризует его отношение к труду. Бездеятельность, лень несовместимы с красотой и правдой жизни, недостойны высокого звания Человека. В его записной книжке есть заметка: «Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-нибудь вроде этого, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно». И Чехов построил в Мелихове и его окрестностях три школы, а позже, в Крыму,  –  четвёртую. «Человек ответственен перед людьми», – так можно определить главный урок Антона Павловича. 

Никто до Чехова не умел так правдиво показать людям тоскливую картину их бессмысленного существования, никто не сознавал с такой ясностью трагизма и суетности  мелочей жизни. Нам известна ещё одна героическая страница жизни писателя – поездка на Сахалин. В апреле 1890 года больной туберкулёзом русский врач и писатель отправился в далёкий путь. «Я вставал каждый день в 5 часов утра, ложился поздно и все дни был в сильном напряжении от мысли, что мною многое ещё не сделано. Я объездил все поселения, заходил во все избы и говорил с каждым. При переписи мною записано около десяти тысяч человек каторжных и поселенцев. Другими словами, на Сахалине нет ни одного каторжного или поселенца, который не разговаривал со мной. Я видел голодных детей. Церковь и школа существуют только на бумаге, воспитывают детей только среда и каторжная обстановка», – писал Чехов родным.

После возвращения из этой поездки Чехов стал работать над книгой «Остров Сахалин». Никто из читателей не остался равнодушным: по всей России был проведён сбор пожертвований на приюты, школы, библиотеки для сахалинских детей. Правительство было вынуждено создать комиссию, чтобы проверить данные Чехова. В итоге улучшилась  жизнь  ссыльных, телесные наказания были отменены. 

Сразу же после Сахалина Чехов пишет: «Работать надо… Главное – надо быть справедливым, а всё остальное приложится». Писатель был настоящим патриотом, а настоящий патриотизм – это не пустые слова о любви к Родине, а стремление делом служить ей. 

В завершение экскурсии ребята говорили, что великий писатель, в первую очередь, заставляет задуматься об активной жизненной позиции, об ответственности человека за свой труд, профессию, место в обществе. Как человек, как творческая личность Чехов актуален во все времена, так как вся его жизнь – это борьба за человеческое в человеке. Он исцелял и продолжает исцелять своими произведениями и своей жизнью. 

«Чехов неисчерпаем», – написал когда-то с радостным удивлением Константин Станиславский.  С этим трудно не согласиться. Впереди школьников ждут новые встречи с удивительным миром чеховских героев. Все, кто соприкасается с его творчеством, неизбежно испытывают влияние личности Антона Павловича и грусть от того, что нет среди нас такого необыкновенного человека. 

Юлия ЕФРЕМОВА,
учитель русского языка и литературы Пешковской СШ, Фёдоровский район

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.