Внук литературного героя

Выпуск - №14(511)   :   06.04.2022
610

Как выяснилось, в Рудном живут потомки героев известных литературных произведений.

Наверняка многие знакомы с автобиографической трилогией Сабита Муканова «Школа жизни». В первой книге своего романа под названием «Детство» писатель рассказывает о  сиротской доле, о безрадостных детских годах в ауле на берегу озера Дос. Вместе с мальчиком-певцом мы мысленно совершаем путь, который прошёл казахский аул до революции. С большим мастерством, убедительно и достоверно передаёт Муканов события далёких лет. На своем жизненном пути мальчик-герой встречает много замечательных людей: есть отдельная глава «Далёкая мечта» про нашего земляка, просветителя Испандияра Кубеева, а одна из глав называется «Дядя Шаин», в ней повествуется о человеке, которого главный герой уважал больше всех. «У каждого в детстве есть свои герои, которым он стремится подражать. Что касается меня, то у меня их было несколько… Но больше всех я уважал дядю Шаина».

Совершенно случайно удалось выяснить, что внук дяди Шаина живёт и трудится в городе Рудном, причём продолжает дело, начатое его замечательным дедушкой. Видать, пришло то время, о котором мечтал Шаин-ага, и «жаворонки начали вить гнёзда на овечьих спинах». Чтобы узнать поподробнее о человеке, которого глубоко уважал сам Сабит Муканов, я отправился в школу №18, где скромно трудился учителем физики Бейбит Шаинов.

- Бейбит Дудуович, в романе говорится, что Ваш дедушка был седовласый, белобородый старик,  прожил более 80 лет, это был один из старейших народных учителей Казахстана.

- Дедушка умер, когда я пошёл в первый класс, но именно дед научил меня читать и писать, я знал много стихотворений, знал азбуку,  то есть в школу я отправился уже подготовленным учеником. Родился я в селе Жанажол Жамбылского района Северо-Казахстанской области, а писатель Сабит Муканов родился в посёлке Дос Тимирязевского района, там же находится могила отца писателя – Мукана. В детстве мы всем классом вместе с классным руководителем на велосипедах ездили на это место, от нашего села оно находится в 40 километрах. Кстати, нашему посёлку Жанажол присвоили имя ещё одного замечательного писателя Габита Мусрепова, то есть я родился в краю литературных талантов.

- В романе  читаем, что «Шаин был в то время очень красив: лихо закрученные усы, тонкий нос с горбинкой, огромные брови… Неслыханное дело в степи – жених Шаин не заплатил за невесту калым».

- «Шаин» в переводе с иранского языка означает румяное лицо, свет утренней зари, «шахи», то есть царственный. Дед знал несколько языков: арабский, персидский, русский. Он действительно был первым в нашем роду, кто украл невесту без калыма, я слышал из рассказов, что они бежали то ли в Башкирию, то ли в Татарстан, занимались там революционно-пропагандистской деятельностью.

- Правда ли, что «отщепенец и бунтарь дядя Шаин и фамилию себе выбрал не по шариату»?

- Отца деда звали Кожахмет, то есть его фамилия должна была звучать Кожахметов, но он выбрал имя деда Тлеген, то есть Тлегенов. В связи с этим хочу дополнить это место нашим семейным заветом, доставшимся от деда, он просил сохранить фамилию, не менять её в дальнейшем: «Балаларыңа айт, фамилиясын өзгертпесін!» (Передайте детям, чтобы фамилию не меняли!) Поэтому и мой отец был Дуду Шаинов, и я тоже Бейбит Шаинов.

- В романе говорится, что дед был образованным человеком, мысли его были слишком смелые, методы передовые, поэтому в школе он долго не засиделся, стал работать портным, это для степи тоже неслыханное дело, купил себе машинку «Зингер». 

- По рассказам я слышал, что он учился в Кызылжаре (Петропавловск), в Омбы (Омск), в Баглане (с. Звериноголовское, Курганская область). Что касается машинки, то станина от этого «Зингера» до сих пор хранится в Костанае, у старшей дочери деда по имени Заказ, сейчас уже у внука по имени Барсбек, это мой двоюродный брат. Говорили, что дед специально одевал свою супругу Зулиху в наряды, которые сам сшил, и сажал рядом с собой, то есть уже тогда он ловко управлял такими понятиями, как «товар должен работать», «товар необходимо демонстрировать лицом».

- «Иногда дядя Шаин занимался с нами грамматикой, и тогда происходило настоящее чудо: в течение одной недели дети начинали бойко читать, хотя до этого год просидели у муллы», читаем мы в романе…

- По воспоминаниям дедушки, муллы избивали детей во время обучения, а дед был категорически против такой «методики». Например, я и мой двоюродный брат Барсбек научились грамоте у деда Шаина, дед заставлял читать, заучивать стихи, к школе мы были готовы на «отлично».

- В романе Ваш дедушка представлен очень образованным человеком, знающим фольклор, «Кыз-Жибек» и «Ер-Таргын», восточную литературу, даже умеющим играть на гитаре.

- Я только знаю, что он писал юмористические рассказы, так как сам видел и держал в руках эти листочки. Что касается музыкальных инструментов, то я был свидетелем только того, как дедушка играл на домбре.

- В конце главы рассказывается, как урядник просит  дядю Шаина покинуть посёлок.

- Дедушка рассказывал, что действительно помогал подпольщикам, проводил пропагандистскую работу, но в доме во время обысков ничего не находили.

- Глава заканчивается фразой, что в период Советской власти он работал в школе и был замечательным педагогом, терпеливым, знающим, и ребята в нем души не чаяли.

- Я помню, что в ауле он был одним из авторитетов, старейшина-аксакал, в доме он был очень справедливым и современным человеком, например, никогда не давал в обиду свою сноху Нагиму, мою мать. Мой отец, Дуду, продолжил семейную династию, стал учителем химии и биологии там же, в Жанажоле, потом директором школы, в 1965 году был переведён в совхоз «Кайранкольский», где проработал до 1971 года, ему было всего 40 лет, когда он  попал в автомобильную аварию со смертельным исходом. В тот период я учился в 10 классе, нас в семье было восемь детей, воспитывала нас одна мама, младшему из детей на тот момент было всего 21 день. Из всех братьев и сестёр только я один продолжил линию дяди Шаина и своего отца, по образованию я физик и трудовик, 35 лет проработал в своей родной Северо-Казахстанской области, волею судьбы оказался вначале в Тарановском районе Костанайской области, затем, начиная с 2001 года, живу и работаю в Рудном.

- Расскажите, как сложились дальнейшие взаимоотношения писателя Сабита Муканова и дяди Шаина.

- Когда Сабит Муканов стал уже известным человеком и приезжал в родные края, он каждый раз обязательно заходил к кумиру своего детства, к моему дедушке Шаину, заходил, чтобы поздороваться, поблагодарить, они подолгу о  чём-то беседовали, вспоминали. Когда дедушка умер, Сабит Муканов привёз на могилу из города черную надгробную плиту с благодарной надписью. Позже писатель отмечал свои юбилеи в родных краях, в Жанажоле, здесь расположено его родное село, отделение Сәбит, сейчас в этом посёлке музей писателя. На юбилей съезжалось огромное количество гостей,  проводились конные состязания, певцы-импровизаторы демонстрировали свое искусство в айтысе, люди пели, развлекались на качелях-алтыбакан, веселились, всех кормили бешбармаком, поили свежим кумысом. Мы были мальчишками и участвовали в борьбе казакша курес, я хорошо помню, что Сабит Муканов сам наблюдал за ходом поединков, жарких схваток на степном ковре, он поощрял ловкость, силу, сноровку в мальчишках, и после окончания соревнований сам награждал победителей и призёров.

В главе «Дядя Шаин» есть одна интересная сцена: старейшины просят дядю Шаина, чтобы он со своими талантами не на машинке жужжал, а шёл учить детей, на что Шаин-ага отвечал просто и серьёзно: «А ещё время не пришло. А придёт оно тогда, когда жаворонки совьют гнёзда на овечьих спинах». Не знаем, действительно ли вьют жаворонки свои гнёзда на широких овечьих спинах, но потомки дяди Шаина мирно трудятся среди нас и продолжают дело, начатое их замечательным дедушкой.

Асхат АЛТЫБАЕВ, 
учитель ОШ №14, г. Рудный


                                                                  

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".