В год празднования 55-летия Костанайского индустриально-педагогического колледжа хочется рассказать о нашем замечательном ветеране, заслуженном тренере Республики Казахстан Николае Чудновском.
Как и у большинства людей старшего поколения, у Николая Михайловича позади большой и трудный жизненный путь. Он пройден с честью и достоинством, уважением окружающих людей. Николай Чудновский испытал на своём веку и радости, и горести. Жизненное упорство и стойкий характер помогали справляться с трудностями.
Родился он 9 января 1949 года в Башкирии. Рано остался без родителей, воспитывался в детском доме, пока родственники не забрали к себе. Окончив Рудненское ГПТУ в 1969 году, после встречи с Иваном Вепревым поступил в Костанайский индустриально-педагогический техникум. Но судьба распорядилась так, что через полтора года стал учащимся заочного отделения Карагандинского техникума физкультуры. В 1974 окончил его с отличием. В Казахском государственном институте физической культуры заочно получил высшее образование. В то же время начал работать преподавателем физкультуры в КИПТ.
Спорту Николай Чудновский уделял всегда много сил и времени. Сам занимался легкой атлетикой и зажигал своим энтузиазмом всех, кто находился рядом. За что имеет многочисленные награды, грамоты, знаки отличия. В 1983 и 1990 годах его портрет был размещён на Доске почёта г. Костаная, и в 1990 году Николаю Михайловичу было присвоено звание заслуженного тренера Республики Казахстан. Неоднократно становился лауреатом областного конкурса «Лучший тренер области». В 2019 году удостоен Почётного знака РК за заслуги в спорте.
Более 48 лет Николавй Чудновский проработал в системе образования. За то время, что он работал в КИПК сначала преподавателем физкультуры, а затем заведующим отделением, колледж выпустил 60 мастеров спорта, 12 международников, а четверо воспитанников Николая Михайловича выступали на Олимпийских играх. Одна из его титулованных воспитанниц – Марина Масленко – серебряный призер XV летних Азиатских игр, мастер спорта Международного класса, участница Олимпийских игр в 2012 году в Лондоне.
Многие бывшие студенты, как и сам Чудновский, стали педагогами, и сейчас благодарны наставнику за то, что научил любить профессию. Николай Михайлович уверен: в каждом ученике есть искра. Но чтобы разжечь её и получить результат, наставник сам должен гореть, болеть за свое дело.
Несмотря на солидный возраст, Николай Михайлович сидеть без дела не может – характер не тот. Неравнодушный к проблемам сегодняшнего дня, он остаётся верным своим моральным принципам. Считает, что только от человека зависит, как сложится его судьба. А чтобы судьба была счастливой, жить надо честно и трудиться добросовестно.
Татьяна НАБИРКИНА,
преподаватель спецдисциплин,
Варвара ИВАНОВА,
студентка КИПК
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.