Учитель казахского языка и литературы специализированной школы-гимназии-интерната имени И.Алтынсарина Агыбай Нугуманов накануне профессионального праздника стал обладателем звания «Заслуженный учитель Республики Казахстан». Нагрудный знак Агыбай Карынович получал в Астане из рук Президента страны. В Костанайском высшем педагогическом колледже состоялась встреча с заслуженным учителем.
В беседе с педагогом участвовали те, кто только готовится войти в учительское сообщество – студенты выпускных курсов педагогических специальностей КВПК и Костанайского гуманитарного колледжа. Агыбай Карынович обстоятельно и интересно отвечал на вопросы ведущего вечера и студентов, а вопросов было немало.
– Какие вы видите в сфере образования различия между нынешним временем и когда вы сами учились в школе?
– Конечно, образование прошлого века сильно отличается от сегодняшнего. У современных школьников, студентов есть все условия для обучения, очень много делается министерством, управлением образования. Много новых технологий и методик преподавания. Однако по-прежнему всё зависит от профессионального мастерства учителя. В нашу школу приходят молодые специалисты, которые вносят свежие идеи, энергию и современные подходы. Они легко находят общий язык с детьми и подростками, потому что зачастую лучше понимают их интересы и потребности. Это очень здорово!
– Как можно заинтересовать детей чтением?
– Да, молодёжь реже обращается к литературе. Но работа по привлечению школьников к чтению продолжается. Например, в каждой школе есть традиция 20-минутного чтения. Конечно, этого недостаточно, чтобы полностью погрузиться в произведение, но это важный шаг. Из своего опыта могу сказать, что на уроках казахского языка и литературы, когда мы изучаем произведения в старших классах, я стараюсь связывать описываемые в тексте события с современностью, находя параллели или отличия. Для учеников 5-6 классов можно предложить нарисовать рисунок по прочитанному произведению. Это не только увлекательное задание, но и способствует развитию интереса к литературе и воспитанию.
– Насколько современная система образования уделяет внимание воспитанию молодёжи?
– Образование и воспитание нельзя рассматривать отдельно. Как говорил Абу Насыр аль-Фараби, «знание, данное без воспитания, является злейшим врагом человечества». Также в назиданиях Абая отмечается важность воспитания и познания. Например, в Седьмом слове говорится: «Не раскрыв для себя видимых и невидимых тайн вселенной, не объяснив всего себе, человеку не стать человеком. И бытие души такого человека тогда ничем не разнится от бытия иной твари». Поэтому стремление к знаниям в любые века остаётся важнейшей составляющей воспитания.
– Какие трудности были на вашем педагогическом пути и как вы с ними справлялись?
– Я окончил школу с русским языком обучения, поэтому моё владение казахским языком было не таким уверенным, как хотелось бы. В начале своей педагогической деятельности работал по ночам, готовясь к занятиям и изучая материал. Очень помогли старшие коллеги – опытные учителя, которые делились со мной знаниями и советами. Их поддержка и наставничество были для меня бесценными, и благодаря им я смог преодолеть трудности и добиться успехов в преподавании.
Светлана ОФИЦЕРОВА,
Жамал ШАУКЕН,
фото автора
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».