
Лет двадцать назад почти каждый учебный кабинет в школах был зелёным – на подоконниках, специальных стойках, в кашпо росли разнообразные комнатные растения, которые разводили учителя вместе с учениками. Сейчас, как оказалось, непросто найти педагога, выращивающего в школе цветы. Но, к счастью, такие энтузиасты ещё остались. И среди них учитель биологии школы-лицея №1 г. Костаная Ирина Кириченко.

Ирина Георгиевна 40 лет работает в одной школе, в одном кабинете, который её стараниями превращён в настоящий сад, пышно зеленеющий и цветущий в любое время года. А самая большая достопримечательность кабинета биологии, да и всей школы-лицея – это финиковая пальма возрастом более полувека. Под её огромной, до потолка, кроной с веерными листьями любой урок превращается в увлекательное тропическое приключение. Недаром выпускники Ирины Кириченко, общаясь с учителем, непременно интересуются: «Как там наша пальма?»
- Все сорок лет кабинетная оранжерея постоянно пополнялась, обновлялась новыми растениями. И только наш реликт – пальма оставалась неизменно на своём месте, – рассказывает Ирина Георгиевна. – Мне она досталась в наследство от предыдущего учителя, которая вырастила эту пальму сама. Удивительно жизнестойкое оказалось растение, пережило и временные неудобства, и ремонты кабинета и школы, в том числе капитальный. В последнем случае пальму пришлось в её большой кадке выкатывать в коридор, укрывать, и всё равно в итоге она оказалась забрызганной краской и известью, имела очень жалкий вид. И когда один из заместителей акима города принимал школу после капремонта, он сначала потребовал выбросить «этот ужас». Но мы дружно встали на защиту любимой пальмы, и её разрешили оставить под мою ответственность, только обшили старую деревянную кадку новыми декорпанелями. Общими усилиями мы растение отмыли, обиходили, и оно благодарно отозвалось на заботу новыми пышными листьями. Так до сих пор и растёт. Иногда санитарная комиссия покушается на неё с претензиями, что пальма затеняет часть помещения, загораживает доску. Но пока удаётся отстоять её право на жизнь в родном кабинете.
В помещении, наполненном красиво растущей зеленью, наверняка, комфортнее, легче дышится, лучше думается. Не это ли одна из причин, что ученики Ирины Кириченко ежегодно побеждают в олимпиадах и конкурсах научных работ по биологии как на областном, так и на республиканском уровне. Хотя сейчас биология – очень сложная дисциплина, по насыщенности терминологией и научными открытиями она превосходит математику. Но ученики Ирины Георгиевны успешно справляются с мудрёными задачами, ответственными проектами, а счёт её выпускников, выбравших профессии, связанные с биологией, идёт на сотни. Практически в каждой больнице города работают врачи, получившие знания из рук Ирины Кириченко. И, конечно, все выпускники с теплом вспоминают любимый кабинет, для которого время от времени приносят новых зелёных питомцев.
- Сейчас у нас не так много цветущих растений, но было время, когда очень эффектно цвели кактусы, лилейники, амариллисы. Одни растения стареют, погибают, но им на смену тут же приходят новые, и в нашем кабинете всегда своеобразный оазис, – говорит Ирина Георгиевна. – Я сама стараюсь из всех поездок привезти что-то новое. На растения тоже бывает мода, одно время были популярны монстеры, потом мелколистные фикусы, замиокулькасы (денежное дерево), драцены, кротоны… Все они у нас тоже были, многие успешно растут не один год. Но, конечно, в школьных условиях хорошо себя чувствуют не самые прихотливые растения, потому что здесь и влажность, и температура постоянно меняются, и большой поток людей. Далеко не все растения это терпят. Поэтому выживают сильнейшие. Из Украины я привезла фиолетовую традесканцию, из Санкт-Петербурга узколистный фикус. Развела очень интересный плющ с необычными листьями. Отлично растёт у нас аспарагус. Есть и традиционные герани, и более редкие разновидности этого растения, которые не цветут, но у них очень красивые листья. А дома я с удовольствием выращиваю орхидеи, которых собралось уже немало.
В заботливых руках и дети, и цветы успешно растут и развиваются. Ирина Георгиевна уже на пенсии и признаётся, что намерена вскоре проститься со школой. Хочется верить, что её ученики обретут не менее талантливого педагога, а уникальный кабинет-сад перейдёт к такому же умелому ценителю прекрасной флоры.
Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».