Лет двадцать назад почти каждый учебный кабинет в школах был зелёным – на подоконниках, специальных стойках, в кашпо росли разнообразные комнатные растения, которые разводили учителя вместе с учениками. Сейчас, как оказалось, непросто найти педагога, выращивающего в школе цветы. Но, к счастью, такие энтузиасты ещё остались. И среди них учитель биологии школы-лицея №1 г. Костаная Ирина Кириченко.
Ирина Георгиевна 40 лет работает в одной школе, в одном кабинете, который её стараниями превращён в настоящий сад, пышно зеленеющий и цветущий в любое время года. А самая большая достопримечательность кабинета биологии, да и всей школы-лицея – это финиковая пальма возрастом более полувека. Под её огромной, до потолка, кроной с веерными листьями любой урок превращается в увлекательное тропическое приключение. Недаром выпускники Ирины Кириченко, общаясь с учителем, непременно интересуются: «Как там наша пальма?»
- Все сорок лет кабинетная оранжерея постоянно пополнялась, обновлялась новыми растениями. И только наш реликт – пальма оставалась неизменно на своём месте, – рассказывает Ирина Георгиевна. – Мне она досталась в наследство от предыдущего учителя, которая вырастила эту пальму сама. Удивительно жизнестойкое оказалось растение, пережило и временные неудобства, и ремонты кабинета и школы, в том числе капитальный. В последнем случае пальму пришлось в её большой кадке выкатывать в коридор, укрывать, и всё равно в итоге она оказалась забрызганной краской и известью, имела очень жалкий вид. И когда один из заместителей акима города принимал школу после капремонта, он сначала потребовал выбросить «этот ужас». Но мы дружно встали на защиту любимой пальмы, и её разрешили оставить под мою ответственность, только обшили старую деревянную кадку новыми декорпанелями. Общими усилиями мы растение отмыли, обиходили, и оно благодарно отозвалось на заботу новыми пышными листьями. Так до сих пор и растёт. Иногда санитарная комиссия покушается на неё с претензиями, что пальма затеняет часть помещения, загораживает доску. Но пока удаётся отстоять её право на жизнь в родном кабинете.
В помещении, наполненном красиво растущей зеленью, наверняка, комфортнее, легче дышится, лучше думается. Не это ли одна из причин, что ученики Ирины Кириченко ежегодно побеждают в олимпиадах и конкурсах научных работ по биологии как на областном, так и на республиканском уровне. Хотя сейчас биология – очень сложная дисциплина, по насыщенности терминологией и научными открытиями она превосходит математику. Но ученики Ирины Георгиевны успешно справляются с мудрёными задачами, ответственными проектами, а счёт её выпускников, выбравших профессии, связанные с биологией, идёт на сотни. Практически в каждой больнице города работают врачи, получившие знания из рук Ирины Кириченко. И, конечно, все выпускники с теплом вспоминают любимый кабинет, для которого время от времени приносят новых зелёных питомцев.
- Сейчас у нас не так много цветущих растений, но было время, когда очень эффектно цвели кактусы, лилейники, амариллисы. Одни растения стареют, погибают, но им на смену тут же приходят новые, и в нашем кабинете всегда своеобразный оазис, – говорит Ирина Георгиевна. – Я сама стараюсь из всех поездок привезти что-то новое. На растения тоже бывает мода, одно время были популярны монстеры, потом мелколистные фикусы, замиокулькасы (денежное дерево), драцены, кротоны… Все они у нас тоже были, многие успешно растут не один год. Но, конечно, в школьных условиях хорошо себя чувствуют не самые прихотливые растения, потому что здесь и влажность, и температура постоянно меняются, и большой поток людей. Далеко не все растения это терпят. Поэтому выживают сильнейшие. Из Украины я привезла фиолетовую традесканцию, из Санкт-Петербурга узколистный фикус. Развела очень интересный плющ с необычными листьями. Отлично растёт у нас аспарагус. Есть и традиционные герани, и более редкие разновидности этого растения, которые не цветут, но у них очень красивые листья. А дома я с удовольствием выращиваю орхидеи, которых собралось уже немало.
В заботливых руках и дети, и цветы успешно растут и развиваются. Ирина Георгиевна уже на пенсии и признаётся, что намерена вскоре проститься со школой. Хочется верить, что её ученики обретут не менее талантливого педагога, а уникальный кабинет-сад перейдёт к такому же умелому ценителю прекрасной флоры.
Светлана ОФИЦЕРОВА,
фото автора
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.