Золотые я ищу слова

Выпуск - №36(633)   :   19.09.2024
89

ZOLOTYE-Y-ISU-SLOVA-2.jpg

В этом году мы отмечаем 90 лет со дня рождения Василия Амельяновича Шалабаева. С середины 70-х и до 1996 года он работал в Докучаевской школе. За это время воспитал не одно поколение учеников и своих последователей. Многие его знали как педагога и общественного деятеля, но не многие знакомы с его поэзией.

ZOLOTYE-Y-ISU-SLOVA-1.jpg


Василий Шалабаев – поэт, историк, краевед, общественный деятель и человек большой души. В разные годы возглавлял педагогические коллективы Урицкого и Убаганского районов. В 1991 году был избран депутатом Верховного Совета Республики Казахстан. Был инициатором переименования Убаганского района в Алтынсаринский, поскольку наш район действительно является родиной первого казахского просветителя Ибрая Алтынсарина. Он жил и творил во времена поэтов-шестидесятников. Во многих его стихотворениях чувствуется экспрессия Евгения Евтушенко, накал Олжаса Сулейменова, утончённость Андрея Вознесенского и Роберта Рождественского. Многие стихи шестидесятников он знал наизусть. О поэтическом творчестве Василия Амельяновича можно сказать словами Абая Кунанбаева:
К стихам стремятся смертные равно,
Но лишь избранника венчают славой
Того, чьей мысли золотой дано
Блистать стиха серебряной оправой.

Его стихи – это философские раздумья и неожиданные сокрушительной силы взрывы страстей, спокойное течение чистейших струй любовной лирики и тонкие, остроумные пародии, поэтические шутки. В стихах раскрывается суть поэта, его мироощущение, переживания за близких и судьбу страны в целом.
Стихи не рождаются сами по себе, нужен какой-то импульс, вдохновение. Такие поэты как Василий Амельянович способны видеть поэзию в обыденных вещах. Одним из определителей человеческой доброты является любовь к животным. Многие поэты посвящали стихи своим домашним питомцам. У Владимира Маяковского был пес Скотик, смерть которого была трагедией для поэта. Не исключение и Василий Амельянович. У него был кот Муса, который перемещался по дому на плече хозяина, свернувшись бубликом, спал на его коленях. В присутствии хозяина дома чуствовал себя кот барином. Обедал кот также за хозяйским столом, чем вызывал молчаливое недовольство Райхан апы. На эту ситуацию Василий Амельянович реагировал с юмором: «Да, Муса, кругом одни агрессоры!».
Мой котик-скотик предан мне,
Вдвойне, коль глажу по спине,
Но стоит только против шерсти,
И мы, считай, уже не вместе.
Но я люблю туда-сюда,
Как «здравствуйте» и «до свида».
Бывает вместе мы урчим,
Порой,естественно, рычим.
Живём, всего не замечая,
Живём, укладая не меняя.
Бедовый кот по званью скот.
Я хоть не скот, но тоже кот.

Некоторые стихи имеют свою историю. Выпускница нашей школы Наталья Харитонюк, ученица Василия Амельяновича,после института была распределена в одну из школ областного центра, а её однокурсница, будучи городской, была направлена в один из отдалённых уголков нашей огромной области. Конечно, человеку, выросшему в городе, не так-то просто привыкать к сельской жизни, да ещё и в «медвежьем углу». Наташа пожалела подругу и уступила своё место, а сама оказалась в посёлке Лесные Дубравы Сарыкольского района, где проработала много лет в местной школе. Василий Амельянович был тронут поступком воспитанницы и написал следующее стихотворение.
Ты под музыку птичьего грая,
Дорогая, ходи веселей
По дубравной окраине края
С топольковою статью своей.
И на господа сетуй не много,
Что тепла маловато в земле.
И у бога не всё, как у Бога,
А мы всё же на старой земле.
И на ней высоки и отважны,
Знаем мы как любить, как ступить.
А в быту так непросто, но важно
Хоть однажды как ты поступить.

Село, деревня – это наши истоки. Всю свою жизнь Василий Амельянович жил и работал в селе. Его не могло не огорчать, когда в 90-е годы многие люди стали уезжать из страны: кто-то в поисках заработка, кто-то за лучшей долей, кого-то потянуло на историческую родину. Трудно передать чувства, когда видишь заброшенный дом, в котором когда-то кипела жизнь .В 90-х в нашем селе появились такие дома. А потом разнесли по кирпичикам целые улицы. Это событие не могло не отозваться болью в сердце поэта.
Урок отхлынувших соседей,
Укор зияющих глазниц.
Каким же смерчем или селем
Смело людей, как вихрем птиц.
Стоит село – двойник погоста,
Домов взъерошены венцы,
Напоминающие гнезда
Из коих выпали птенцы.

Младший ребёнок в большой казахской семье – это всеобщий любимец. Об отношениях дочери и взрослого отца говорит младшая, поздняя, любимая дочь Бибигуль Васильевна Шалабаева: «Наш отец был центром и сердцем семьи, той самой осью, стержнем, на котором всё держится. Я знаю, что была его любимой дочкой потому что самой младшей, рождённой много позже старших детей. Всем известно, что папа писал стихи, обо мне в том числе, но мало кто знал, что он очень хорошо рисовал. В нашем семейном альбоме есть несколько моих портретов, нарисованных им. И если для всей семьи он был непререкаемым авторитетом, то для меня он был просто папой. Папой, за которым можно было укрыться от всех и от всего. Папой, с которым могла поделиться самым сокровенным, чего не могла доверить маме и сёстрам. Я была его «педагогическим экспериментом» и росла не зная слов «нет» и «нельзя». Так что укрываться приходилось частенько. Папа называл меня «персона нон грата». И этим всё сказано. Я безмерно благодарна родителям за своё счастливое, безмятежное детство».
Словно древо единое, целое
мы с тобой, моя звёздная дочь!
Говорят, что в минуту весёлую
Ты становишься в папу точь-в-точь.
То ,конечно, не может не радовать.
Но все чаще щемит вот одно:
Ведь когда-нибудь в жизни нас надвое
Распустить, как пилой, суждено.
И вберёт тебя жизнь непослушную,
На ветрильном закружит кругу.
И привыкнуть к той истине нужно бы,
Да смириться никак не могу.

В жизни поэта женщины играют не последнюю роль, если не главную. Поэты влюбляются в них, восхищаются ими, бывает, и разочаровываются. Женщины же и источник вдохновения. У Василия Амельяновича есть стихи, посвящённые жене, младшей дочери, близким коллегам. Многие годы по соседству с Василием Амельяновичем жила коллега, учитель русского языка и литературы Гульшат Куйшинова. Сейчас она на заслуженном отдыхе. Однажды Василий Амельянович увидел, как Гульшат Нуркеевна несла воду. Шла она как-то тяжело, вся согнувшись вперёд. Заметив , что за ней наблюдают, она приосанилась и даже вёдра понесла уже с какой-то лёгкостью, стараясь не расплескать. А у Василия Амельяновича родились такие прекрасные строки.
С парой до края наполненных вёдер
Строго неся свою стройную стать,
Музыку шага и грацию бёдер
Женщина силилась не расплескать
Было когда-то и кем-то подмечено:
В драме ли гения, в притче ль какой:
Даже над плахой возвысится женщина,
Пряди поправив дрожащей рукой.

По словам Олжаса Сулейменова, «прозу можно перевести на другой язык почти стопроцентно. Но стихи в переводе подчас теряют самое главное. Переводы – это перевернутый ковёр: узор виден, но это не волшебный ворс поэзии!...». Чтобы донести красоту стихов Абая, нужно быть поэтом не меньше Абая. А ещё очень важно обладать интеллектом, понимать красоту языка, владеть в совершенстве языком, чтобы перевод превратился в поэтический шедевр, уже принадлежащий перу поэта-переводчика. Талант переводчика-поэта не менее важен таланта гения. С этой задачей прекрасно справился Василий Амельянович. Он переводчик-билингвал. Он прекрасно переводил как с казахского на русский, так и с русского на казахский. Подчас это подстрочный перевод, который нисколько не теряет красоты и глубины. Для примера можно привести отрывок из стихотворения Абая «Әсемпаз болма әрнеге».
Да, от тщеславья не избавясь, преуспевать не строй расчёт.
Не возбуждай чужую зависть – она в трясину засосёт.
Путем размеренным, но верным ступай, и труд воздаст сполна.
Так неустанно сеет в недра Учитель жизни семена.
Василий Амельянович – человек многогранный. Он был страстным поклонником шахмат. Порой даже устраивал шахматные баталии у себя дома, созвав всех сильных шахматистов области. Тем, что в нашей школе так укоренились шахматы, мы обязаны именно ему. Я не любитель шахмат, но его стихотворение о шахматах – это поэтический шедевр, напоминающий стиль Евтушенко, чьё творчество он сильно любил.
Миг волшебный , вспышка озаренья:
В жертву ферзь – и покорён весь.
Позавидует стихотворенье,
Автором которого Шекспир.

Для меня поэзия – сраженье,
Шахматы – скрещённые мечи.
Преклоняюсь перед вдохновеньем,
Отклоняю всякие ничьи.

Меня этот человек учил всего один год, в выпускном классе. В моей жизни было немало педагогов-профессионалов. Но Василий Амельянович мне запомнился человеком ярким, эрудированным, большим знатоком русской и казахской литературы. Его уроки были очень содержательны, была коллосальная межпредметная связь, это был самый живой диалог учителя и ученика. На любой вопрос, даже самый каверзный, он давал исчерпывающий ответ. Не было ни одной из школьных наук, в которой он был бы несведущ. Как-то очень гармонично и грамотно проводились у него паралелли между законами физики и историческими событиями. Он всегда отмечал, когда я вернулась молодой учительницей, что учитель прежде всего «не предметодатель, а воспитатель и друг». Будучи директором, 1 сентября сам лично знакомился с каждым первоклассником. Проявлял живой интерес не только к личности ученика, но и знал всех членов семьи поимённо. Видя интерес в глазах учеников, мог «прекрасно заразить» предметом. Он так декламировал стихи,что они просто запоминались. Владимир Маяковский устами Василия Амельяновича звучал не только как трибун революции, но и как тонкий лирик. Всю свою жизнь посвятив школе, Василий Шалабаев оставил глубокий след в сердцах своих благодарных учеников. Оставил след, не наследив.
Пусть с иными мне не быть на севе,
Золотую ниву не косить.
Я учитель, мне другое сеять,
Мне иное «золото» растить.
Научить не хлебом жить единым,
Чтоб за всё болела голова.
И к мальчонке, завтра гражданину,
Золотые я ищу слова.

Карлыга МУРЗАЖАНОВА,
учитель казахского языка и литературы, русского языка и литературы Докучаевской ОШ,

Алтынсаринский район

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.