Аулиеколец Султан Баймагамбетов погиб совсем молодым. Но навечно остался Героем Советского Союза и гордостью всех костанайцев. 1 апреля ему исполнилось бы 100 лет.
Аулиекольцы познакомили ленинградцев с культурой казахского народа
В Аулиекольской школе-гимназии имени Султана Баймагамбетова готовились торжественно отмечать большую юбилейную дату. Но жизнь вносит свои коррективы, на первый план вновь выходит забота о безопасности многих людей. А в память о земляке директор Аулиекольской школы-гимназии им. С.Баймагамбетова Салтанат МАКСЮТОВА поделилась рассказом о поездке к местам, где сражался и погиб настоящий герой.
В год 75-летия подвига Султана Баймагамбетова с 3 по 7 мая 2018 года при поддержке акимата Аулиекольского района делегация школы-гимназии принимала участие в международной встрече организаций образования трёх государств: Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации. Встреча была посвящена 75-летию прорыва блокады Ленинграда, 73-й годовщине Великой Победы и проходила в рамках международного культурно-образовательного проекта «Вместе навсегда!» на базе Кировской гимназии имени Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова (Ленинградская область). Координатор проекта Галина Афанасьева подготовила содержательную программу встречи, которую составили посещение мемориалов, знакомство с культурным наследием Санкт-Петербурга и Ленинградской области, круглый стол по проблемам патриотического воспитания, участие в конференции школьников «Люблю тебя, мой край родной!», концертная программа, а также знакомство с различными творческими проектами.
Участиники митинга у памятника Звёзды-журавли
День экскурсии по боевым местам Кировского района Ленинградской области был особенным. Наша делегация приняла участие в митинге у памятника «Звёзды-журавли», посвящённого советским воинам, погибшим в 1942 году и установленного на примерной границе максимального прорыва войск Волховского фронта во время 3-й Синявинской наступательной операции. На каждом ряду звезд написаны имена погибших воинов. В центре композиции располагается звезда с надписью: «Казахстанцы-акмолинцы. 1941-1944». Открытие памятника состоялось 9 мая 2002 года поисковым отрядом «Мемориальная зона «Надежда»» под руководством М.К. Кусаинова, профессора Евразийского национального университета им. Л.Гумилёва.
У обелиска Султану Баймагамбетову на Синявинских высотах
Затем мы направились к мемориальному комплексу «Синявинские высоты», созданному в 1980 годы. Из рассказа экскурсовода мы узнали, что в годы войны Синявинские высоты стали опорным пунктом обороны германских войск, в этом районе велись жесточайшие бои за Ленинград, так как владение высотами позволяло контролировать обширную территорию и корректировать огонь артиллерии по знаменитой Дороге жизни на Ладоге. За годы блокады Ленинграда совершалось пять попыток её прорыва. Активные бои за Синявинские высоты были возобновлены летом 1943 года. Их участником стал и наш земляк Султан Баймагамбетов. Обелиск с именем Героя Советского Союза Султана Биржановича Баймагамбетова в мемориальном комплексе «Синявинские высоты» занимает центральное место. Здесь от имени всей казахстанской делегации выступила директор Аулиекольской школы-гимназии Салтанат Максютова. Делегации из Казахстана, Беларуси и России почтили память Султана Баймагамбетова минутой молчания, возложили цветы к обелиску.
Во второй половине этого дня наша делегация участвовала в торжественной линейке памяти: школьная площадь Кировской гимназии им. С.Баймагамбетова собрала всех участников международной встречи. И вновь цветы, минута скорби и слёзы в глазах. Продолжением программы дня стало посещение военно-исторического музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда». Панорама «Прорыв», открытая в 2018 году, воссоздана по фотографиям военных лет и рассказам очевидцев-ветеранов. Экспозиция максимально погрузила нас в прошлое: трёхмерные изображения позволили нам особенно прочувствовать события, мы словно шли вместе с бойцами штурмовать вражеские окопы, видели очертания самолетов, сполохи взрывов, слышали стрельбу и грохот разрывов. Каждый из нас стал на время участником ожесточённого боя и осознал, что музей сохраняет память о героизме ленинградцев для будущих поколений, сообщает правду о ленинградской битве, позволяет нам помнить имена тех, кто ценой своей жизни приблизил победу в Великой Отечественной войне.
День памяти батыра Султана
Я хочу рассказать о памятнике, который находится во дворе нашей школы-гимназии, мимо которого каждый день я, как и многие другие ученики, хожу в школу. Это памятник Герою Советского Союза Султану Баймагамбетову, чьё имя носит наша школа.
В начале 70-х годов прошлого столетия благодарные потомки, члены поисковых отрядов и коллектив учителей обратились к общественности района с предложением воздвигнуть памятник перед школой имени Султана Баймагамбетова. Эта инициатива нашла горячую поддержку. Памятник был заказан. Авторами мраморного бюста Героя Советского Союза стали скульпторы Костанайского художественного фонда. И вот уже 47-ю весну памятник встречает учеников, учителей, гостей школы.
1 апреля… У памятника застыл почётный караул. Звучит торжественная мелодия. Взору гостей, учащихся предстает мужественное лицо нашего славного земляка. С постамента, как с командного пункта Султан Баймагамбетов устремил грозный взгляд на противника. Кажется, что сейчас мы услышим: «В атаку! Вперёд!». Нескончаемым потоком идут люди к памятнику. Ложатся венки и букеты живых цветов к подножию памятника Герою.
Люди всегда будут помнить твой подвиг, славный сын казахского народа! Мы, ученики школы-гимназии имени Султана Баймагамбетова, хотим быть похожими на своего земляка-героя. Мы гордимся тем, что мы – баймагамбетовцы!
Заманбек Назаров,
ученик 8 класса Аулиекольской ШГ им. С.Баймагамбетова
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.