Ахмет Байтурсынов: судьба казахского языка

Выпуск - №19(516)   :   11.05.2022
5072

В год Ахмета Байтурсынова в тюркском мире под эгидой ЮНЕСКО, по инициативе Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева проходят мероприятия, посвящёенные 150-летию со дня рождения нашего славного земляка.

Уроженцу степного края Ахмету Байтурсынову суждено было родиться 5 сентября 1873 года в окрестностях Торгая, в местности Сарытубек, где река Жыланшық впадает в озеро Ақкөл (сегодня село Ахмета Байтурсынулы Жангельдинского района Костанайской области). Среди пятерых сыновей Шошака из рода батыра Умбетея известным и уважаемым среди казахов был Байтурсын – отец Ахмета. Он был человеком действий, храбрым, правдивым. В итоге – царская каторга. Ахмету тогда было всего тринадцать. И он навсегда запомнил слова отца, стоявшего в кандалах: «Если бы я был зрячим душой и сердцем (т.е. грамотным ), то меня не постигла бы эта участь. Учись, если не хочешь, чтобы тебя так же унижали». Отцовские слова, обращённые к Ахмету, остались жить в нём навсегда, зовя в мир знаний и не давая успокаиваться на достигнутом.

Ахмет Байтурсынов выполнил завет отца. Обучался грамоте в аульной школе, несмотря на бедность и жестокую нужду. При поддержке брата проучился два года в Тургайском училище и четыре года в Оренбургской учительской школе. В 1895-1909 годах он учительствовал в русско-казахских школах Костанайского, Актюбинского, Акмолинского и Каркаралинского уездов, в последнем был руководителем городского училища. Одна из первых статей Ахмета Байтурсынова «Казахские приметы и пословицы» была опубликована в «Тургайской газете» (1895) в Оренбурге. Он был знатоком казахского быта и фольклора.

В 1903 году Байтурсынов переехал в Омск, ближе познакомился с Александром Алекторовым, инспектором по учебным делам Тургайской области. В ходе встреч он высказывал своё мнение по реформированию образования в казахской степи, однако Алекторов его предложения оставил без внимания. В Омск приехал и акын Мыржакып Дулатов: земляки становятся друзьями, вместе работают учителями в Семипалатинской области.

В этот период Байтурсынулы интересуется политикой, формируются его мировоззрения. В Каркаралинске делится бесконечно терзавшими его душу мыслями. В 1905 году здесь, поддержав идею Алихана Букейхана, вместе с Дулатовым, юристом Жакыпом Акбаевым пишут петицию от имени казахского народа царскому правительству, поднимая вопросы о земле, о насильственной русификации казахов, образования, культуры, здравоохранения, о свободе вероисповедания и другие. В 1907 году за открытую критику царизма, за разжигание межнациональной розни и пропаганду автономии Байтурсынов и шесть его соратников были заключены в Каркаралинскую, затем Семипалатинскую тюрьму. Через восемь тюремных месяцев в феврале 1910 года Ахмета вышлют в Оренбург без права возвращения в родные места. Здесь он провёл 15 лет своей жизни, полных труда, творчества и борьбы.
Говорят: казах и домбра как братья-близнецы. По словам земляков, известный в тургайском регионе певец и композитор Есенжол Жанузакулы в преклонном возрасте молодому Ахмету подарил свою домбру. Ахмет Байтурсынов прекрасно играл на домбре, фортепьяно и скрипке. Он автор и хороший исполнитель таких песен, как «Аққұм», «Қарагөз», «Екі жирен», «Қарғаш». Более 40 народных песен и кюев, собранных им, вошли в сборник песен Александра Затаевича. В марте-апреле на встречах в Рудненской казахской библиотеке и на литературно-музыкальном вечере в средней школе №14 им. Д.Карбышева, посвящённых жизни и творчеству Байтурсынова, я рассказал об учителе нации и лидере партии «Алаш», исполнял его песню «Қарғаш».

Выдающийся поэт и переводчик Ахмет Байтурсынов творческую деятельность начинал как баснописец. В своих стихах, выражая нужды и чаяния народа, он обличал лицемерие чиновников, призывал к свету знаний и культуре, высмеивал праздность, лень, тщеславие, невежество. Он переводил Пушкина, Вольтера, Лермонтова и других. Глубокие размышления, острота творческого воображения поэта прослеживаются в стихотворении «Добро». Оно как бы является продолжением «Восьмистиший» Абая, где поэт говорит о судьбе народа, о его будущем. В стихах «Сеятель разума», «Письмо другу», «Письмо матери» Байтурсынов рисует и новых людей, которые призваны бороться, готовые служить народу. В эти годы он занимается изучением истории языка и литературы, исследованием устного народного творчества, пишет первые учебники и учебные пособиях. В 1912 году его статьи о совершенствовании казахской письменности, создании своего букваря опубликованы в первом казахском журнале «Айқап». В 1913- 1917 годы Байтурсынов был редактором всеказахстанской вольной газеты «Қазақ». В первом номере этой газеты он пишет: «...Никогда не нужно забывать, что на самостоятельную жизнь вправе претендовать только тот народ, который говорит на своём языке и имеет свою литературу. В этом отношении у нас дело обстоит далеко неблагополучно... Необходимо разрешить эту проблему в корне и отныне приступить к усовершенствованию казахского языка и литературы...». Эти высказывания и сегодня не утратили свою значимость. Например, модернизация казахского языка, письменности, малочисленность национальных школ и нехватка педагогических кадров. Газету «Қазақ» Мухтар Ауэзов образно сравнил с промозглым ветром, заставлящим человека собрать все силы для противостояния. По его мнению, газета встряхнула от векового сна и почтенных старцев, и юную поросль, помогла им осознать своё истинное положение в империи, разбудила гражданские чувства и потребность объединения.

После февральской (1917 г.) революции Ахмет Байтурсынов становится одним из лидеров и организаторов первой казахской политической партии «Алаш», автором её программы, создателем первой Казахской автономии «Алаш орда», позже – Киргизской (Казахской) АССР (1920 г.). В одном из номеров газеты «Қазақ» сформировал своё жизненное кредо: «Мой идеал – повышение материального положения казахского народа, по возможности, его культуры, и поскольку это является первоосновой развития, я готов поддержать правительство, которое обеспечит эту цель».

Байтурсынов – основоположник казахской лингвистики. В 1910-1928 годах семь раз издавались и широко использовались его труды, чтобы повысить письменную культуру казахов. Он на основе арабской графики реформировал казахское письмо, исключив арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил специфические буквы казахского языка. Новый алфавит «Жаңа емле» («Новая орфография») ныне применяется казахами, живущими в Иране, России, Китае, Афганистане и других странах. Учитывая необходимость своей национальной графики, Байтурсынов создал «Қазақ жазуы» («Казахскую графику»). Написал на казахском языке учебник «Оқу құралы», который до 1925 года несколько раз переиздавался. Разработал первое учебное пособие по казахскому языку «Тіл құрал», для учителей «Тіл жұмсар». Его труд «Әдебиет танытқыш» («Введение в литературу»), где собраны образцы устного народного творчества, по тематике соответствует нынешнему коммуникативному обучению казахского языка. Ахмет Байтурсынов писал: «Первым из искусств считаю искусство слова». В этой области издана его книга «Баяншы» («Сказитель») в 1912 году, в которой полностью объясняются методы и приёмы написания знаков письма. А приёмы и методы, применяемые при обучении грамоте, Байтурсынов отразил в методической работе «Әліпби-астары» («Секреты обучения азбуке»). Он автор первого казахского букваря, выпустил иллюстрированный букварь. Ныне наши первоклассники обучаются грамоте по «Әліппе» («Букварь»), книги основаны на методике Ахмета Байтурсынова по принципу «от простого к сложному» и подразумевают обучение с самых азов: сначала буквы, потом слоги, за ними слова и предложения. Он внёс существенный вклад в ликвидацию неграмотности в степи, дети в течение 6-8 месяцев могли обучиться грамоте.

Байтурсынулы добивался заметных успехов во всём, за что брался. Одинаковыми выглядят на чаше весов истории вклад всех казахов в развитие родного языка и отдельно взятый вклад Ахмета Байтурсынова. И через это он внёс значительный вклад в тюркологию, знал практически все тюркские языки, владел русским и арабским. Мне думается, как бы он облагородил наш язык, который теперь обрёл свой высокий статус, но всё ещё не может его достичь в нужной мере. Наш язык сегодня в какой-то мере переживает то, о чём Байтурсынулы говорил: «Стрелял в воробья – попал в кусты; стрелял в кусты – попал в воробья».

В год 150-летнего юбилея ко Дню языков народа Казахстана, думаю, депутатам Парламента РК необходимо принять новый Закон «О государственном языке». Внести предложение в I пункт статьи 7 Конституции РК: «В Республике Казахстан государственным языком является казахский язык…», дополнить словами: «Знание его – долг и обязанность каждого гражданина РК». Надеюсь, вновь созданный «Ұлттық құрылтай», международное общество «Қазақ тілі» поддержат нас, поклонников казахского языка. О необходимости ускорить развитие казахского языка говорил и Президент страны Касым-Жомарт Токаев. Давайте откроем новую страницу обновлённого Казахстана, которая бы стала переломной, ренессансом государственного языка казахского – одного из самых богатых на планете и самого богатого в тюркском мире. Это наш общий язык, и мы все в ответе за него.

Общественный деятель, писатель Мыржақып Дулатов писал: «В результате научно-педагогических трудов Ахмета Байтурсынулы мы имеем киргизскую (казахскую) азбуку, фонетику, синтаксис и этимологию казахского языка, теорию словесности и историю культуры. Этим кропотливым трудом Ахмет Байтурсынулы поднял казахскую словесность на высокую ступень и заложил прочный фундамент для национальной школы и родной литературы».

Хочется отметить целенаправленную работу Костанайского регионального университета имени Ахмета Байтурсынова по увековечению имени выдающегося просветителя, лингвиста-учёного, сохранению его наследия. Здесь с конца 90-х годов ведётся исследовательская и поисковая работа по сбору и изучению архивных материалов и других сведений о жизни и многогранной деятельности Байтурсынулы и его жены Бадрисафы. Организованы экспедиции «Ақ жол», «Бадрисафа», «По следам Ахмета Байтурсынулы. Оренбургский период». В этом году под руководством прямого потомка Байтурсынова Ибрагима Агытайулы новая экспедиционная группа «Ахмет жүрген ізбен» («По следам Ахмета Байтурсынулы») при поддержке управления культуры и развития языков акимата Костанайской области выезжает в Российскую Федерацию, Китай, Узбекстан, Азербайжан и побывает в регионах Казахстана.

В течении года в регионе и в Рудном в том числе будут проведены уроки, научно-практические и читательские конференции, классные часы, онлайн-викторины, книжные выставки, круглые столы, уголки Ахмета Байтурсынова, конкурсы эссе, челленджи, военно-патриотические игры, спортивные соревнования, песенные фестивали, посвящённые учителю нации.

Главные юбилейные мероприятия пройдут в начале сентября в посёлке Торгай Жангельдинского района. На международном уровне, в Стамбуле – круглый стол и фотовыставка, в Азербайджане – конференция «Баку конгресі және Ахмет Байтурсынулы» и основные мероприятия – в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО. Областным центром обучения языкам «Тілдарын» объявлен конкурс публицистических произведений «Ахмет Байтурсынулының тіл мұрасы». Конкурс состоится в августе, материалы принимаются с 15 июля по 1 августа т.г., приглашаем наших молодых исследователей принять участие.

Юбилей Ахмета Байтурсынова должен найти место в сердце каждого казахстанца, не просто как дата, как мероприятие, а осознание, осмысление, прочтение большой и сложной жизни: его автобиографию, истоки, роль и место его личности в истории прогрессивного народно-освободительного движения в Казахстане, вклад в культуру, в реформаторскую, просветительскую и учительскую деятельность. Мухтар Ауэзов писал: «Ахмет национальную гордость и национальные чувства превратил в национальное сознание. Он является одним из первых образованных граждан, кто посеял духовное семя и стал духовным вождём казахов».

Жаксылык КАКЕНУЛЫ,
ветеран государственной службы
Костанайской области,
член областного совета ветеранов

Реклама

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать. 

"К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нём своё удовлетворение, понимая общую народную надобность".