История казахского народа уникальна как по эволюционному развитию, так и по содержанию. Она насыщена величайшими испытаниями на проверку качества, стойкости, мужества и достоинства казахов. Этому посвящена книга Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «В потоке истории», изданная в 1999 году.
В книге «В потоке истории» Нурсултан Абишевич подчеркнул: «Принципиально важно, что мы строим новый Казахстан как гражданское общество, которое основано на принципах равенства свобод, прав и обязанностей». Этот труд во многом является результатом осмысления, посвящённого национальной культуре, проблемам нашей истории, связи прошлого и настоящего. Каждая глава книги начинается с высказываний философов, писателей, которые раскрывают основное содержание темы. Я остановлюсь на нескольких главах.
Рассматривая любую проблему, Первый Президент остаётся в первую очередь представителем своей страны, патриотом, сыном казахского народа. Так что главная тема его творчества, можно смело это сказать, – Казахстан, его прошлое, его настоящее и пути будущего развития. Президент начинает книгу с главы «Сохранить свое национальное «я», словами Омара Хайяма: «Оглянись на себя и подумай о том, кто ты есть, где ты есть, и куда же потом?». Для того, чтобы нация расцвела и заняла достойное её истории место в мировой семье других народов, необходимо знать особенности казахского духа, казахского сознания. Задача состоит в том, чтобы суметь «вписать» огромное тело национальной культуры на очередном крутом вираже в полотно истории. В то же время движение на этой огромной и динамичной «магистрали современности» не позволяет пользоваться архаическими методами. Иначе в поисках прошлого можно утерять будущее. Эта дилемма не столь проста, как представляется на первый взгляд. Вне осознанного отношения к истории невозможно осмыслить эту задачу. Это и послужило побудительным толчком обращения к некоторым фундаментальным урокам прошлого. Простые и вечные вопросы: кто мы и откуда, куда ведёт нас история?
Ответить с исчерпывающей ясностью на эти вечные для каждого народа вопросы пытались и первые казахские интеллигенты, которые в начале ХХ века выдвинули идею национальной консолидации и взяли на себя задачу выработки казахской национальной идеи. Лидер движения «Алаш» Алихан Букейханов определил главные задачи деятельности интеллигенции: сохранение национальной самобытности казахов, воссоздание исторического прошлого, воспитание национальных чувств.
История не только предмет археологических изысканий. Этот способ понимания современности всегда несёт в себе капризный плод по имени «политика». Самые острые вопросы нашего бытия: в чём состоит наша национальная идентичность, какая модель отношений культур современного Казахстана оптимальна, какие скрепы держат наше национальное сознание, как сохранить в стремительно меняющемся мире свое национальное «я» - всё это вопросы политической реальности, но ответ затаился не столько и не только в современности, сколько в водах истории…
Когда-то Сенека Младший сказал: «Прошлые поколения оставили нам не столько решения вопросов, сколько сами вопросы». Поэтому нам ещё раз надо вернуться к истокам нашей государственности, начало которому положило Казахское ханство. Для того чтобы сформировать национальную идею, необходимо по-новому прочитать нашу историю, осознать собственную роль в тысячелетней истории этноса. Этим занимаются старшеклассники, изучая историю Казахстана. Обновлённое содержание истории в 10-11 классах даёт возможность молодым гражданам Казахстана погрузится в «тёмные и прозрачные воды истории». На основе полученных знаний в основной школе они рассматривают отечественную историю как часть всемирной, в связи с мировыми событиями, на основе анализа исторических источников.
Возвращаясь к истории нашего государства, мы видим, что Казахстан и другие центрально-азиатские государства всегда находились в орбите интересов крупнейших мировых держав: Российской и Цинской империй. Сегодня это Российская Федерация и Китайская Народная Республика. Поэтому страны Центральной Азии, частью которой является Казахстан, имеют возможность стать сильным и независимым, экономически важным для мировой экономики, регионом. В новой геоэкономической ситуации страны Центральной Азии смогут защитить свою независимость только в случае взаимозависимости друг от друга. В данной ситуации как никогда актуальны слова Абая: «Святой долг каждого из нас – множить число своих друзей». Центрально-азиатская интеграция – это путь региона к военно-политической, экономической независимости на мировой арене. Только в таком случае наш регион будет уважаем в мире.
Книга Первого Президента нашей республики Нурсултана Назарбаева «В потоке истории» занимает особое место среди его работ, важна для понимания истории нашей страны в контексте общечеловеческих ценностей. Как сказал один из молодых казахстанцев, изучивший этот труд и написавший историческое эссе: «Эта книга – первый помощник в познании становления государства Казахстана. Я рекомендую прочитать её всем своим сверстникам, чтобы глубже узнать историю государства из уст авторитетного человека».
Мария БАЯХМЕТОВА,
учитель истории и самопознания школы-гимназии г. Лисаковска
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.