История как способ понимания современности

Выпуск - №49(445)   :   19.12.2020
159

История казахского народа уникальна как по эволюционному развитию, так и по содержанию. Она насыщена величайшими испытаниями на проверку качества, стойкости, мужества и достоинства казахов. Этому посвящена книга Первого Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева «В потоке истории», изданная в 1999 году.

В книге «В потоке истории» Нурсултан Абишевич подчеркнул: «Принципиально важно, что мы строим новый Казахстан как гражданское общество, которое основано на принципах равенства свобод, прав и обязанностей». Этот труд во многом является результатом осмысления, посвящённого национальной культуре, проблемам нашей истории, связи прошлого и настоящего. Каждая глава книги начинается с высказываний философов, писателей, которые раскрывают основное содержание темы. Я остановлюсь на нескольких главах.
Рассматривая любую проблему, Первый Президент остаётся в первую очередь представителем своей страны, патриотом, сыном казахского народа. Так что главная тема его творчества, можно смело это сказать, – Казахстан, его прошлое, его настоящее и пути будущего развития. Президент начинает книгу с главы «Сохранить свое национальное «я», словами Омара Хайяма: «Оглянись на себя и подумай о том, кто ты есть, где ты есть, и куда же потом?».  Для того, чтобы нация расцвела и заняла достойное её истории место в мировой семье других народов, необходимо знать особенности казахского духа, казахского сознания. Задача состоит в том, чтобы суметь «вписать» огромное тело национальной культуры на очередном крутом вираже в полотно истории. В то же время движение на этой огромной и динамичной «магистрали современности» не позволяет пользоваться архаическими методами. Иначе в поисках прошлого можно утерять будущее. Эта дилемма не столь проста, как представляется на первый взгляд. Вне осознанного отношения к истории невозможно осмыслить эту задачу. Это и послужило побудительным толчком обращения к некоторым фундаментальным урокам прошлого. Простые и вечные вопросы: кто мы и откуда, куда ведёт нас история?
Ответить с исчерпывающей ясностью на эти вечные для каждого народа вопросы пытались и первые казахские интеллигенты, которые в начале ХХ века выдвинули идею национальной консолидации и взяли на себя задачу выработки казахской национальной идеи. Лидер движения «Алаш» Алихан Букейханов определил главные задачи деятельности интеллигенции: сохранение национальной самобытности казахов, воссоздание исторического прошлого, воспитание национальных чувств.
История не только предмет археологических изысканий. Этот способ понимания современности всегда несёт в себе капризный плод по имени «политика». Самые острые вопросы нашего бытия: в чём состоит наша национальная идентичность, какая модель отношений культур современного Казахстана оптимальна, какие скрепы держат наше национальное сознание, как сохранить в стремительно меняющемся мире свое национальное «я» - всё это вопросы политической реальности, но ответ затаился не столько и не только в современности, сколько в водах истории… 
Когда-то Сенека Младший сказал: «Прошлые поколения оставили нам не столько решения вопросов, сколько сами вопросы». Поэтому нам ещё раз надо вернуться к истокам нашей государственности, начало которому положило Казахское ханство. Для того чтобы сформировать национальную идею, необходимо по-новому прочитать нашу историю, осознать собственную роль в тысячелетней истории этноса. Этим занимаются старшеклассники, изучая историю Казахстана.  Обновлённое содержание истории в 10-11 классах даёт возможность молодым гражданам Казахстана погрузится в «тёмные и прозрачные воды истории». На основе полученных знаний в основной школе они рассматривают отечественную историю как часть всемирной, в связи с мировыми событиями, на основе анализа исторических источников. 
Возвращаясь к истории нашего государства, мы видим, что Казахстан и другие центрально-азиатские государства всегда находились в орбите интересов крупнейших мировых держав: Российской и Цинской империй. Сегодня это Российская Федерация и Китайская Народная Республика. Поэтому страны Центральной Азии, частью которой является Казахстан, имеют возможность стать сильным и независимым, экономически важным для мировой экономики, регионом. В новой геоэкономической ситуации страны Центральной Азии смогут защитить свою независимость только в случае взаимозависимости друг от друга. В данной ситуации как никогда актуальны слова Абая: «Святой долг каждого из нас – множить число своих друзей». Центрально-азиатская интеграция – это путь региона к военно-политической, экономической независимости на мировой арене. Только в таком случае наш регион будет уважаем в мире. 
Книга Первого Президента нашей республики Нурсултана Назарбаева «В потоке истории» занимает особое место среди его работ, важна для понимания истории нашей страны в контексте общечеловеческих ценностей. Как сказал один из молодых казахстанцев, изучивший этот труд и написавший историческое эссе: «Эта книга – первый помощник в познании становления государства Казахстана. Я рекомендую прочитать её всем своим сверстникам, чтобы глубже узнать историю государства из уст авторитетного человека». 

Мария БАЯХМЕТОВА, 
учитель истории и самопознания школы-гимназии г. Лисаковска

 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.