Опалённые войной

Выпуск - №17(413)   :   25.04.2020
135

Победа – это символ, объединяющий народы постсоветского пространства. Цена, которую заплатил народ, потери несоизмеримы ни с чем.

Из 73 тысяч кустанайцев, призванных на фронт, добрая половина осталась лежать на полях сражений от Волги до Шпрее. Из посёлка Карагайлы более 100 человек ушло на ту войну. Люди разных возрастов, национальностей и профессий защищали родину. На сегодняшний день известно о 71 погибшем и пропавшем без вести земляке. 

Не знаю, есть ли ещё где в районе или области такой сельский округ, где павшим воинам стоит такое количество обелисков. Первый был установлен в поселке Карагайлы в 1966 году. Известно даже имя человека, который его поставил – Александр Спиридонов. Второй был установлен в 1975 году во дворе Докучаевской школы-интерната при непосредственном руководстве Василия Амельяновича Шалабаева, тогдашнего директора. Шли годы и в 1987 году были установлены ещё два обелиска: один на центральной усадьбе в посёлке Докучаево, другой – в посёлке Карагайлы, непосредственно на родине героев. 

Наше отношение к памятникам известно: мы вспоминаем о них перед Днём Победы. Белим, красим, потом на целый год забываем о них под спудом повседневных забот. Поэтому ни на одном из этих памятников не было главного – имён воинов. А ведь за каждым именем («погиб в бою, «пропал без вести», «умер от ран») судьба человека. Многие помнят у нас Ануарбека Калиевича Калиева – прекрасного педагога, отца большого семейства, родоначальника целой педагогической династии. Калиевыми они стали в память о погибшем отце и деде Кали. Погиб их дед, освобождая Ленинград от блокады. По воспоминаниям земляка, с которым вместе воевали, Кали был тяжело ранен. Всё что удалось сделать для друга – подложить под голову вещмешок. Была команда наступать, останавливаться было категорически запрещено. Долгие годы семья не знала ничего о месте захоронения родного человека. 

Целыми семьями погибали карагайлинцы: два брата Абросимовых, братья Литвиновы, Степовые, брат легендарного председателя колхоза им. Кагановича Гаврилы Антоновича Кулешова – Василий Антонович Кулешов (погиб в 1941, защищая город Минск), братья Капустьяновы. 

Весной 2019 года ко мне обратился аким сельского округа Балгабай Есетаев. По книге памяти удалось восстановить имена погибших земляков. С карагайлинским военруком Рустамом Досполовым и моим бывшим учеником Евгением Шиминым в конце мая мы эти плиты установили. 

Всех без исключения опалила война. К сожалению, не всегда дети знают о том, что и прадедушки, и прабабушки проливали кровь за свободу и независимость Родины. Не мудрено – ведь земная слава проходит. И, может быть хорошо, что целых четыре памятника стоят на докучаевской земле. 

Дед мой прошел всю войну, а его старший брат Павел Васильевич Вечер умер от ран 6 декабря 1942 года (похоронен под Сталинградом). Его двоюродный брат Николай Фёдорович Вечер пропал без вести в августе 1942 года. В канун юбилея Победы у меня родились строки, которые я посвящаю всем, кто сражался за Родину.

Сергей ВЕЧЕР,
учитель краеведения Докучаевской СШ, Алтынсаринский район

Два деда погибли в битве Сталинградской,
Скосили их пули на волжском рубеже.
Лежат они оба в могиле братской
У города-героя на огненной меже.

Закончилась война, и лет прошло немало,
Уж некому надеть на китель ордена.
Но Родина жива, и не померкла слава,
И в мраморе с гранитом героев имена.

Окопы уж давно затянуты травою,
Плывут по Волге вдаль большие корабли.
Во сне, как наяву, я вижу тех героев
Они в родную землю, исполнив долг, легли.

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.