Победа – это символ, объединяющий народы постсоветского пространства. Цена, которую заплатил народ, потери несоизмеримы ни с чем.
Из 73 тысяч кустанайцев, призванных на фронт, добрая половина осталась лежать на полях сражений от Волги до Шпрее. Из посёлка Карагайлы более 100 человек ушло на ту войну. Люди разных возрастов, национальностей и профессий защищали родину. На сегодняшний день известно о 71 погибшем и пропавшем без вести земляке.
Не знаю, есть ли ещё где в районе или области такой сельский округ, где павшим воинам стоит такое количество обелисков. Первый был установлен в поселке Карагайлы в 1966 году. Известно даже имя человека, который его поставил – Александр Спиридонов. Второй был установлен в 1975 году во дворе Докучаевской школы-интерната при непосредственном руководстве Василия Амельяновича Шалабаева, тогдашнего директора. Шли годы и в 1987 году были установлены ещё два обелиска: один на центральной усадьбе в посёлке Докучаево, другой – в посёлке Карагайлы, непосредственно на родине героев.
Наше отношение к памятникам известно: мы вспоминаем о них перед Днём Победы. Белим, красим, потом на целый год забываем о них под спудом повседневных забот. Поэтому ни на одном из этих памятников не было главного – имён воинов. А ведь за каждым именем («погиб в бою, «пропал без вести», «умер от ран») судьба человека. Многие помнят у нас Ануарбека Калиевича Калиева – прекрасного педагога, отца большого семейства, родоначальника целой педагогической династии. Калиевыми они стали в память о погибшем отце и деде Кали. Погиб их дед, освобождая Ленинград от блокады. По воспоминаниям земляка, с которым вместе воевали, Кали был тяжело ранен. Всё что удалось сделать для друга – подложить под голову вещмешок. Была команда наступать, останавливаться было категорически запрещено. Долгие годы семья не знала ничего о месте захоронения родного человека.
Целыми семьями погибали карагайлинцы: два брата Абросимовых, братья Литвиновы, Степовые, брат легендарного председателя колхоза им. Кагановича Гаврилы Антоновича Кулешова – Василий Антонович Кулешов (погиб в 1941, защищая город Минск), братья Капустьяновы.
Весной 2019 года ко мне обратился аким сельского округа Балгабай Есетаев. По книге памяти удалось восстановить имена погибших земляков. С карагайлинским военруком Рустамом Досполовым и моим бывшим учеником Евгением Шиминым в конце мая мы эти плиты установили.
Всех без исключения опалила война. К сожалению, не всегда дети знают о том, что и прадедушки, и прабабушки проливали кровь за свободу и независимость Родины. Не мудрено – ведь земная слава проходит. И, может быть хорошо, что целых четыре памятника стоят на докучаевской земле.
Дед мой прошел всю войну, а его старший брат Павел Васильевич Вечер умер от ран 6 декабря 1942 года (похоронен под Сталинградом). Его двоюродный брат Николай Фёдорович Вечер пропал без вести в августе 1942 года. В канун юбилея Победы у меня родились строки, которые я посвящаю всем, кто сражался за Родину.
Сергей ВЕЧЕР,
учитель краеведения Докучаевской СШ, Алтынсаринский район
Два деда погибли в битве Сталинградской,
Скосили их пули на волжском рубеже.
Лежат они оба в могиле братской
У города-героя на огненной меже.
Закончилась война, и лет прошло немало,
Уж некому надеть на китель ордена.
Но Родина жива, и не померкла слава,
И в мраморе с гранитом героев имена.
Окопы уж давно затянуты травою,
Плывут по Волге вдаль большие корабли.
Во сне, как наяву, я вижу тех героев
Они в родную землю, исполнив долг, легли.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».
Всевозможные разновидности книги как объекта не изменили ни её назначения, ни её синтаксиса за более чем пять веков.
Книга – как ложка, молоток, колесо или ножницы. После того, как они были изобретены, ничего лучшего уже не придумаешь. Вы не сделаете ложку лучше, чем она есть…
В XVI веке венецианскому печатнику Альду Мануцию пришла в голову великая идея сделать книгу карманного формата, которую гораздо легче возить с собой. Насколько я знаю, более эффективного способа перемещения информации так и не было изобретено. Даже компьютер со всеми его гигабайтами должен быть включен в сеть. С книгой таких проблем нет. Повторяю: книга – как колесо.