Региональный научно-практический центр «Костанай дарыны» провёл областной конкурс авторских стихотворений среди юных дарований области, посвящённый 175-летию со дня рождения казахского поэта-импровизатора Жамбыла Жабаева.
Конкурс авторских стихотворений – один из наиболее действенных методов, т.к. нельзя написать ни строчки, не изучив биографию великого акына, не оценив его вклад в мировую литературу. Конкурс способствовал развитию творческих способностей учащихся, повышению их интеллектуального уровня, выявлению талантливых школьников, способных к литературному творчеству.
На суд жюри были представлены 78 работ учеников 5-11 классов. Шесть участников стали победителями: Аяулым Кулахметова (5 класс школы-гимназии №7 им. Б.Майлина, г. Рудный), Глеб Татарский (6 класс Краснокордонской СШ, Алтынсаринский район), Жанболат Шайкамол (7 класс гимназии им. И.Алтынсарин, г. Аркалык), София Валиулина (7 класс гимназии №2, г. Рудный), Дмитрий Орлов (9 класс СШ №8, г.Костанай), Ерназ Кабдыхамитов (10 класс СШ им. И.Алтынсарина, Амангельдинский район).
Региональный научно-практический центр «Костанай дарыны» благодарит всех участников конкурса, поздравляет победителей и желает всем дальнейших творческих успехов!
Г.Ергалиева, Г.Зайтинова,
методисты РНПЦ «Костанай дарыны»
В феврале 2021 года культурная и педагогическая общественность Казахстана отмечает 175-летие со дня рождения Жамбыла Жабаева.
Имя, данное при рождении мальчику в честь горы, у подножия которой находился родной аул Жамбыла, позволило через много лет возвыситься поэту над казахской литературой и стать известным не только в родной стране:
В ночь у подножья Джамбула-горы,
Сжавшись комочком у снежной норы,
Мать моя, рабскую жизнь кляня,
В стонах и муках родила меня.
Молча собрался голодный аул,
Дали казахи мне имя Джамбул.
Ж.Жабаев
Некоторые из учащихся костанайских школ, принявшие участие в областном конкурсе авторских стихотворений, посвященных 175-летию со дня рождения Жамбыла, интерпретировали историю рождения поэта по-своему:
То время было непростым…
В семье кочевника Жабая
Родился будущий акын.
Тогда, судьбы его не зная,
Младенца нарекли Жамбылом,
Дав имя той горы,
Что рядом в небо уходила...
К.Ольшанецкий, Костанайский район
***
Өмірге келді Жамбыл тауының етегінде,
1846 жылы ақпан айының 29-шы күнінде.
Әкесі Жабай тұрмысы жүдеу болғанымен,
Жарық жұлдыз бола білді бүгінде.
Қақаған қар аралас соғып боран,
Ел үрей көк найзалы жау торыған.
Шыншыл, өткір ақын болсын деп,
Жамбыл деп қойылыпты аты содан.
А.Муса, Амангельдинский район
Большинство представленных на конкурс стихотворений говорят о трепетном и добром отношении к творчеству поэта, акына. Многие участники конкурса считают Жамбыла своим дедушкой, названия их поэтических творений говорят сами за себя: «Жамбыл ата» (Фарида Бейсенби), «Жамбыл атаға арнау» (Данияр Кенжетай), «Жамбыл ата алыбым» (Ерганат Сактаган) и другие.
В своих стихотворениях юные поэты с особой нежностью относятся в мудрому старцу, акыну Жамбылу Жабаеву, называя его «степей славный сын», «степной Гомер», «певец родной земли, певец озёр и гор», «акын страны моей любимой», «летописец двух столетий», «выразитель дум казахского и русского народов», «простой и великий, поэт и акын», «Великий и могучий Человек».
Мақтанышы елімнің Жамбыл ата алыбым,
Өлең жазып көптеген біздерге сен танылдың.
Бар әлемге есімің Жамбыл болып шарлады.
Жүрегінде Жамбыл ата болып қалдың бәрінің.
Е.Сактаган, Мендыкаринский район
Будучи ровесником нынешним участникам конкурса, Жамбыл в свои 14 лет стал искуссным импровизатором, участником многочисленных айтысов, автором острых и злободневных песен. Этот этап творчества отражён и в стихотворениях наших участников:
Толағай жыр толғаған Жамбыл бабам.
Кезіңіз жоқ елдің шөлін қандырмаған!
Айтыс десе есімізге сіз келесіз,
Өзіңізге жыр арнайды Жамбыл балаң!
Ж.Токкожаев, г. Рудный
***
Шли годы, мальчик стал акыном -
Не той судьбы отец его хотел,
Но сладкий звук домбры его сразил,
Ведь его сын в айтысе победил!
В.Спивак, г. Лисаковск
***
Смело высмеял баев, растоптал волостных,
Не любил раболепства и пиров показных.
В своих гневных стихах ты лжецов обличал
И народ свой родной на борьбу поднимал.
А.Гросс, г. Костанай
Новый этап в творчестве Жамбыла Жабаева начался после Октябрьской революции: появляются новые темы, новые герои. Старец, умудрённый опытом, искренне прославляет советскую эпоху и быт советских людей:
Жер алыбы өлеңнің - Жамбыл бабам,
Сүйенбайдай данадан тәлім алған.
Бір ғасырда бір туар ақын болып,
Өлең жырдың патшасы, ел таныған.
Жырлап өткен дастанын қазағымның,
Көрсе де заманында мың азап күн.
Құдіретімен өленнің жаққан шамын,
Мақтан етем Жамбылдай жыр алыбын.
Ж.Шайкамол, г. Аркалык
Жамбыл становится самым известным и уважаемым поэтом Казахстана. Великая Отечественная война не обошла и Жамбыла: на фронт уходит его сын Алгадай. В 1943 году он погиб при освобождении города Синельниково Днепропетровской области.
Он тоғызыншы ғасырда өмір сүріп,
Қазақтың ауыр кезің – мұның көріп.
Еш тайсалмай барын салып суреттеді,
Халықтың бостандығын көрмек еді.
М.Жунусова, г.Костанай
***
Свою боль о земле ты стихами слагал,
Обращаясь к родному народу,
И в солдатское сердце надежду вселял
Несмотря на утраты, невзгоды.
О.Сысолятина, Костанайский район
В годы войны он пишет свои самые известные стихи: «Поэма любви и гнева», «В час, когда зовёт Сталин», «Ленинградцы, дети мои», «Москве», «Приказ Родины». Стихотворение «Ленинградцы, дети мои!», написанное в самом начале войны, стало символом стойкости жителей блокадного города. Многие участники конкурса обратились к нему в своих стихотворениях:
«Ленинградтық өренім» деп жырлаған,
Жарқын үнін барша ғалам тыңдаған.
Дүниені дүр сілкінткен дауысымен,
Домбырасы күмбірлеген дүр бабам.
А.Буланкызы, Костанайский район
***
Любовь, свободу, веру в братство
Пронес акын чрез времени пространство.
В тяжелый час он ленинградцам мудро
Стихами веру дал в победу, поверить было трудно!
В.Гоман, г. Костанай
***
И помнит народ, как во время войны,
Звучали отважные песни домбры,
И, словно призыв, вдохновляли они,
В суровые годы, в блокадные дни.
А.Сальмагамбетова, Костанайский район
Сколько бы ни прошло лет, творчество Жамбыла Жабаева будет интересно и нашим детям, и нам, взрослым. Молодое поколение, несмотря на то, что уже более 100 лет разделяет нас и Жамбыла, будет чтить его заветы, любоваться его описаниями родной земли, внимать его эпическим сказаниям о великих батырах. В своих стихах участники конкурса с уважением и благодарностью обращаются к Жамбылу.
Ұқсағым келеді, Жамбыл ата,менің сізге,
Өлеңіңіз үлгі болды жеткіншек мына бізге.
Қалайша еліктеп біздер жыр жазбаймыз,
Қазақтың поэзиямен аты шыққан Гомеріне.
А.Тургунбай, г. Костанай
***
Спасибо тебе мы сейчас говорим,
И память традиций свято храним.
Пусть слово твоё как большая река,
Останется с нами ещё на века!
О.Сысолятина, Костанайский район
***
Простой и великий, поэт и акын,
Казахской степи знаменитый он сын!
Его стихам не нужны переводы,
Потомки гордятся им долгие годы.
А.Сальмагамбетова, Костанайский район
***
Священная поэзия великого акына
Ты наша путеводная звезда!
Слова Жамбыла, земли казахской сына,
Останутся в сердцах и душах навсегда!
Д.Орлов, г. Костанай
***
Жамбыла запомнит народ навсегда,
Советы его сохранит на года.
Он стал достояньем для многих людей,
Для песен акына нет рубежей!
А.Гросс, г. Костанай
Каждый из участников конкурса по-своему переосмыслил творчество поэта, но каждый из них понял, что самое дорогое – это любовь к родной земле и её людям.
Творческое наследие таких поэтов, как Абай, Жамбыл, Ибрай Алтынсарин, непреходяще. Каждое поколение будет находить в нём своё: то ценное и дорогое, что позволяет нам говорить нам, что Абай, Жамбыл, Ибрай – это люди с большой буквы. И молодёжь теперь уже ХХІ века будет бережно хранить и передавать наследие Великих.
Наталья РЯБИНИНА,
замдиректора Регионального научно-практического центра «Костанай дарыны»
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.