На прошлой неделе была презентована стратегия духовно-нравственного воспитания детей в рамках реализации новых подходов программы «Рухани жаңғыру», в которой большое внимание уделено пониманию учащимися ценностей программы, патриотическому, краеведческому и профориентационному направлениям. Стратегия охватывает детей дошкольного возраста, учащихся начальных классов, среднего и старшего звена.
Процесс формирования патриотических качеств личности в школе для учащихся с особыми образовательными потребностями осуществляется по тем же правилам, как и в других образовательных организациях, так как наличие у ребёнка нарушений не должно изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Но проблема патриотического воспитания в специальной школе стоит ещё острее.
Актуальность работы по патриотическому воспитанию, заключается в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья страдают дефицитом знаний о родном крае, республике, её особенностях. Поэтому основной целью моей воспитательной работы является создание условий для формирования патриотических чувств и сознания у детей с ООП. Для развития детей нужна адаптация объёма и характера воспитательного материала к познавательным возможностям ребят, для чего я преподношу материал небольшими порциями, усложняю постепенно, а также изыскиваю способы облегчения трудных заданий.
Государственная символика является частью истории и культуры страны. Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинство и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества.
В ходе воспитательных часов были закреплены уже ранее полученные сведения. В игре-путешествии «Нур-Султан – столица нашей Родины» дети познакомились с историей главного города страны, его развитием, достопримечательностями. Также прошло знакомство с древнейшими народными праздниками Наурыз, Масленица. У ребят появилась возможность не только узнать о традициях, атрибутах праздника, но и реализовать себя в них.
Патриота нельзя воспитать, если не знаешь, как любили и берегли свою Родину наши деды и прадеды. Мною проведена большая работа по приобщению к боевым и трудовым традициям народа, воспитанию и уважения к подвигу защитников Отечества. Проводилось много мероприятий ко Дню Победы, конкурс чтецов, посвящённый Дню защитника Отечества, конкурс патриотической песни, знакомство с военной символикой.
Привить любовь к Родине ребёнку с ограниченными возможностями здоровья возможно лишь с опорой на яркие, запоминающие примеры, путём созданий ситуации, в которых учащиеся переживают это чувство, и его необходимо мотивировать. Одним из мотиваторов является гордость за свою малую Родину. Её я воспитываю, знакомя школьников с культурой, традициями округа. Большую поддержку по ознакомлению с родным краем оказывает тесное взаимодействие с музеем г. Лисаковска, со школьной и городской библиотеками.
Также гражданско-патриотические чувства проявляются через формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому через знакомство с природой родного края. Ребёнок учится определять своё отношение к окружающему миру, передавать его в рассказах, в рисунках, в изготовлении кормушек и наблюдении за птицами.
Правила, по которым осуществляется процесс гражданско-патриотического формирования личности, едины как для массовой, так и для специальной школы, поскольку любое образовательное учреждение задаётся целью воспитать социально-адаптированную личность, человека, приспособленного к требованиям современного общества, готового к самостоятельной жизни и труду в нём.
Гульнар ЖАНАБАЕВА,
воспитатель Лисаковской специальной школы-интерната для детей с особыми образовательными потребностями
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.