Шагнувшие в бессмертие

Выпуск - №9(557)   :   02.03.2023
765

Под таким названием в городе Гродно Республики Беларусь прошли первые международные практико-ориентированные Карбышевские чтения. Участниками мероприятия стали и представители рудненской общеобразовательной школы №14 им. Д.Карбышева.

Организатором выступила средняя школа №15 имени Д.М. Карбышева г. Гродно. Целью международного слёта было формирование гражданских и патриотических качеств учащихся посредством изучения подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны, сохранение исторической памяти на основе исследовательских работ участников чтений, выполненных, в том числе, средствами музейной педагогики. Участниками чтений стали ученики, педагоги, руководители школьных музеев Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан. Делегация ОШ №14 имени Дмитрия Карбышева в составе директора учебного заведения Гульнары Урмановой, замдиректора по воспитательной работе Асель Кабашевой и трёх школьников приняла участие в международном форуме. 


Делегация из Рудного пробыла в Республике Беларусь четыре дня. В первые два дня проходила официальная программа, остальные два дня были отданы культурно-развлекательной программе. Гости из Казахстана посетили музей Дмитрия Карбышева, «Старый замок», музей обороны Брестской крепости, где в торжественной обстановке стартовал сбор монет для памятного знака «Живая память благодарных поколений». Акция проходила в рамках проекта «Дети Беларуси – ветеранам и будущим поколениям». В результате всенародные памятные знаки «Живая память благородных поколений» будут установлены в Минске, Бресте и Москве. Наша школа также оставила там свой памятный след в виде казахстанских металлических тенге. Благодаря экскурсиям и общению наши участники успели обрести новых друзей, которых теперь с радостью будут готовы встретить у себя.

Форум собрал 50 представителей школ Беларуси, России и Казахстана, чтения проводились по шести секциям. Приятным событием международного форума стало участие правнучки Дмитрия Михайловича Карбышева Ольги Олеговны Гузнаевой. Она рассказала мало кому известный факт из истории своей семьи: «Обычно Дмитрий Михайлович брал с собой на войну икону: он участвовал в русско-японской войне, Первой мировой войне, гражданской войне, икону ему всегда клали в дорогу. Но по каким-то причинам перед Великой Отечественной войной её не положили, и Дмитрий Михайлович Карбышев не вернулся…» 

Представители кадетской школы г. Рудного приняли участие в работе трёх секций: с презентацией «Генерал Д.М. Карбышев – воин, учёный, педагог, патриот» выступал Мансур Закиров, активист и спортсмен школы. Президент школьного самоуправления Аружан Досмухамбетова рассказывала о боевом пути своего прадедушки-фронтовика, участника Великой Отечественной войны, выступая на секции «Вклад моей семьи в летопись Победы». Презентацию о ветеранах-рудничанах, чья жизнь является примером для молодого поколения, на секции «Победившие смерть» представил экскурсовод школьного музея Амир Аканов. Все наши ученики были награждены дипломами первой степени. 

Мы взяли небольшое интервью у ребят.

- Участие в Карбышевских чтениях далось непросто. Меня готовила творческая группа из четырёх учителей, около месяца интенсивной подготовки, ежедневное заучивание текста, репетиции, осмотры, – поделилась ученица 10 «А» класса Аружан Досмагамбетова. – Мы чувствовали ответственность, что представляем школу, город, страну. Перелёта я не боялась, летела не в первый раз. Единственной трудностью для меня стал приезд «с корабля на бал» (из аэропорта Минска сразу же поехали в Гродненскую школу). Я настраивалась на первое место, приложила немало усилий, тем более меня готовили столько преподавателей.

- Подготовка проходила в обычном ритме, я много читал и повторял текст. Перед поездкой ещё раз посетил ветерана Великой Отечественной войны Ильяса Амановича Екибаева, побеседовал с ним, в своей презентации я рассказывал о ветеранах-рудничанах, – рассказал ученик 8 «Ә» класса Амир Аканов. – С поездкой трудностей не возникло. Я, конечно, не ожидал того, что займу первое место, но основательная подготовка оправдала результат. На протяжении всего конкурса мы с ребятами поддерживали друг друга.

- Я усердно готовился, много читал. Могу признаться, что подготовка была активная. Приложил немало усилий, поэтому ожидал подобных результатов, – отметил ученик 9 «А» класса Мансур Закиров. – Мы сблизились с ребятами, обрели много новых друзей. В планах так же развивать школьный музей, посещать новые слёты.

Поездка подарила ребятам массу положительных эмоций. Ну а как же путешествие в Беларусь оценивают представители администрации?

- Перед поездкой возникали сложности, не было ясности в том, что она получится. Нам нужно было финансирование, мы с Асель Жумабаевной лично искали спонсоров. Это давалось нелегко, но в итоге всё получилось, – рассказала Гульнар Асановна Урманова, директор школы №14 имени Дмитрия Карбышева, идейный вдохновитель этой поездки. – Те, кто проспонсировал наше участие в международном форуме не просто помогли детям, но и внесли свой вклад в историю школы. На следующем этапе стоял вопрос, кто же поедет? Средства были небольшие, ребята нужны были ответственные. Мы организовывали совещания, собрания, беседовали с классными руководителями, нас интересовали дети, на которых можно положиться. Родители ребят согласились покрыть некоторые расходы поездки, за что мы им благодарны. Подготовка шла на протяжении двух месяцев, мы все очень устали. Конечно, были волнения и переживания, но в Гродно нас встретили очень тепло, и все переживания были забыты. На конкурс такого масштаба наша школа выезжала довольно давно, последний раз на международный слёт патриотов в город Пермь. Сейчас же это было новым опытом как для ребят, так и для нас. Мы не ожидали такого успеха, это нас очень приятно удивило, стимул работать стал явно выше. После официальной части мы познакомились с городом, посещали различные места. Познакомившись с культурными достопримечательностями города, мы словно получили глоток свежего воздуха. Появилось много новых идей, мы все очень вдохновились. Планируем развивать наш школьный музей, создавать что-то новое. Безусловно, мы будем дальше посещать подобные конкурсы и ждём в гости наших новых друзей.

- Да, поездка и вправду далась нам непросто, но то, что она состоялась, это уже успех. Школа сделала сильный рывок, мы уже показали мощные результаты, не стоим на месте, –делится впечатлениями заместитель директора по воспитательной работе Асель Жумабаевна Кабашева. – В Гродно мы обрели новых знакомых, люди встречали нас как иностранцев, так как мы приехали из Казахстана, преодолев огромный путь. Мы повезли подарки, гостеприимные хозяева вручили нам свои презенты. Мы обменялись опытом и познакомились с их системой образования. Дети, безусловно, ощутили гордость за себя и за свою страну. Мы шли по улицам, и дети пели гимн Казахстана, мы были приятно удивлены, что окружающие воспринимали это с пониманием и тоже были в восторге. В наших детях чувствовался патриотизм, и это было здорово! Мы рады и горды, что вырастили поколение с большим будущим. 

«Нет большей победы, чем победа над собой!» Эти слова принадлежат генералу Дмитрию Михайловичу Карбышеву, который остался в памяти советского народа неподкупным и несломленным героем. Международные практико-ориентированные Карбышевские чтения планируют проводить не реже чем один раз в два года. Кроме того, планируется приезд в качестве гостей делегации из Беларуси к нам, в Казахстан. А пока мы можем быть уверены, что у нашей школы имеются герои. Педагоги и родители могут гордиться, что воспитали достойных детей.

Асхат АЛТЫБАЕВ, 
учитель русского языка и литературы, 
Алиса МАСЛЕННИКОВА, 
юнкор ОШ №14 им. Д.Карбышева, г. Рудный

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.