В эпоху глобализации, когда информация и различные культуры переплетаются и между ними стирается грань, необходимо возрождать традиции и обычаи, укрепляющие национальный код и духовность. Для этого в рамках программы «Рухани жаңғыру» реализуется спецпроект «Дәстүр мен ғұрып», призванный проанализировать и актуализировать наше духовное наследие.
Целью проекта является отказ от архаичных традиций, возрождение забытых, но актуальных для современности традиций с точки зрения их гуманных, воспитательных ценностей. По направлению национального воспитания, в рамках спецпроекта «Дәстүр мен ғұрып» в Садчиковской общеобразовательной школе с целью повышения роли семьи в воспитании детей открыт клуб «Әже мектебі», в который входят бабушки наших учеников. Цель клуба формировать у детей знания о казахских традициях и обычаях; прививать интерес к культуре казахского народа; воспитывать у учащихся уважение к нравственно-духовной культуре своей страны, своего народа; расширять знания детей об истории и культуре казахского народа через изучение праздников, традиций.
В рамках празднования Наурыз мейрамы участники клуба «Әже мектебі» провели мероприятия «День предков и благословений», «День национальной кухни», «Наурыз – великий день народа», «День почтения». Участвовали в конкурсах «100 национальных блюд Казахстана», проводили комплекс мероприятий для учащихся «Уникальные блюда казахской кухни»
Также с участием клуба «Әже мектебі» прошёл круглый стол «Обряды казахского народа: народные традиции в воспитании детей».
В 2021 году стартовал челлендж «Dastur», позволяющий знакомиться с традициями и обычаями, изучать термины, благословения, рецепты традиционных блюд, национальную одежду, национальные ремесла, ювелирные изделия и т. д. Также были проведены челленджи «Бауырсак пати», «Национальные блюда», в которых клуб «Әже мектебі» принял активное участие.
В результате реализации проекта ожидается возрождение национального духа, традиций и обычаев воспитания; распространение традиционных ценностей среди молодого поколения, восстановление и популяризация забытых уникальных национальных блюд; развитие гастрономического туризма и повышение интереса к изучению истории казахской кухни. Этот спецпроект действительно очень важный. Это сохранение материального и нематериального, т.е. духовного наследия казахского народа.
Жанар ОСПАНОВА,
замдиректора по ВР Садчиковской ОШ, Костанайский район
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.