В детских играх взращивается патриотизм

Выпуск - №000(000)   :   19.09.2021
387

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям своей Родины, родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. 

 
Сегодня проблема патриотического воспитания является наиболее актуальной. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины способного выполнять гражданские обязанности. Целенаправленное, систематическое ознакомление ребёнка с его Родиной – это составная часть формирования у него патриотизма.
Расширить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, – значит раздвинуть горизонты познаваемого, зародив в детское сердце искорку любви к Родине. На младшей ступени дошкольного возраста у детей воспитывается любовь к родному дому, маме, семье, детскому саду, к воспитателю. Становление и развитие основных нравственных качеств – начало гуманных чувств и отношений, коллективизма, любви к Родине – происходит постепенно от младшего возраста до школы.
Чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Уже не раз подчёркивалась универсальность игры как средства обучения и, конечно же, воспитания. Дидактические игры очень эффективны и в патриотическом воспитании тоже. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.
Кроме того играть можно в любое удобное время и практически в любом месте. В эти игры могут играть как педагоги в дошкольном учреждении, так и родители дома. Дидактические игры по патриотическому воспитанию можно также включить и в другие виды деятельности: в трудовую, творческую или в организованную учебную деятельность.
Рассмотрим дидактические игры, которые решают задачи патриотического воспитания именно в младшем дошкольном возрасте. В этом возрасте всё патриотическое воспитание сосредоточено вокруг ближайшего окружения ребёнка, поэтому и игры преимущественно будут связаны с семьёй и детским садом.
В игре «Моих родителей зовут…» закрепляем знание имени и отчества родителей, дедушек, бабушек. Для игры используем мяч, который передаём по кругу и называем имя и отчество своих родных.
К концу младшего дошкольного возраста ребёнок должен знать свой адрес. Проще всего закрепить эти знания в игре «Мой адрес». В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с несколькими детьми. Ведущий (взрослый) по очереди бросает мяч детям и произносит: Я живу в городе …? Я живу на улице…? Я живу в доме № …? Я живу в квартире № …? Я живу в стране под названием …? Рядом с моим домом находится …? И т.д. Играющий, который поймал мяч, должен продолжить фразу и вернуть мяч ведущему. Тот бросает мяч другому ребёнку и игра продолжается. Вопросы можно повторять.
Воспитывать заботливое отношение к членам семьи нам помогает игра «Как я дома помогаю». В первый раз мы используем сюжетные картинки с разными видами хозяйственно-бытовой деятельности для подсказки. Позже можно играть без картинок. Дети по очереди называют домашние дела, в которых принимали участие дома. Разрешается называть и ту деятельность, которую они просто наблюдали, но хотели бы в ней поучаствовать. Выигрывает тот, кто назовёт больше дел.
Воспитывать интерес к своей семье, уважительное отношение к членам семьи нам помогает игра «Дружная семейка», в которой дети развивают умение рассказывать о членах своей семьи. В начале игры проводится пальчиковая игра «Дружная семья»: (пальцы ребёнка зажаты в кулак): этот пальчик – дедушка (отгибается большой палец руки), этот пальчик – бабушка (отгибается указательный палец руки), этот пальчик – папочка (отгибается средний палец руки), этот пальчик – мамочка (отгибается безымянный палец руки), этот пальчик – я (отгибается мизинец). Вот и вся моя семья! (все пальцы разжимаются и сжимаются в кулак). Ребёнку предлагается выбрать ладошку (вырезанную из картона) понравившегося цвета и «расселить» на ней дедушку, бабушку, папу, маму и себя (кружочки с нарисованными лицами членов семьи). Выкладывание персонажа мы сопровождаем повторным рассказыванием пальчиковой игры «Дружная семейка».
Дидактическая игра «Профессии» знакомит детей с трудом людей, что помогает воспитывать уважительное отношение к представителям различных профессий и их деятельности. Детям предлагается весь набор карточек. Каждый ребёнок выбирает себе представителя профессии, которая ему понравилась, называет эту профессию, и рассказывает кратко, чем этот человек занимается на своей работе. Затем из общей массы выбирает предметы, которые помогают ему осуществлять свою профессиональную деятельность. Выигрывает тот, кто без ошибок подберёт все предметы.
После комплекса занятий по окружающему миру, посвящённых знакомству с детским садом, и после ряда экскурсий по детскому саду мы знакомим детей с игрой «Наш детский сад». Эта игра помогает закрепить знания о детском саде, о его сотрудниках. Воспитывает уважительное отношение к старшим, к сотрудникам детского сада и их труду.
С родным городом нам помогают познакомиться такие игры, как «Найди герб города Костаная», где ребята из 6-7 разных гербов должны найти герб своего города. Игра «Наш город», закрепляет знания детей о своём городе: в игре по фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем городе, о зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада. Дидактическая игра «Где находится памятник?» знакомит детей с достопримечательностями, учит ориентироваться в родном городе. Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит вспомнить и рассказать, где и какой установлен.
После знакомства с местом своего проживания – городом, дети начинают знакомиться с областью с помощью игры «Путешествие по Костанайской области». Эта игра помогает сформировать начальные представления детей о своём крае, о его природе, культуре и истории. Дидактические игры «Птицы нашего края» и «Животные нашего края» помогает познакомить детей с местной фауной, прививает любовь к животному миру, воспитывает желание помочь и ухаживать за братьями меньшими. В ходе демонстрации детям карточек с изображениями птиц и животных, воспитатель просит назвать их и определить, живут ли они в нашем городе, области или нет.
Кроме ближайшего окружения, знакомства с детским садом, городом, мы начинаем знакомить детей с Родиной, символами, главными людьми Казахстана, национальной одеждой, народными промыслами, с народными сказками. Чтобы детям было интересно играть в дидактические игры, нами был создан лэпбук «Казахстан – Родина моя!». Он может быть использован для занятий и для самостоятельных игр детей. Так, в дидактической игре «Флаг Казахстана», дети должны собрать флаг, узнать его основные цвета и, естественно, формирует знания о флаге своей страны. В игре «Герб Казахстана» дети должны из кусочков собрать изображение герба. 
Интерес к казахскому народному творчеству мы прививаем в игре «Народные промыслы», где ребята в форме игры-лото знакомятся с различными видами казахских национальных ремёсел.
Благодаря дидактическим играм, ребенок постепенно знакомится с детским садом, своей улицей, городом, со страной, её столицей и символами, главными личностями страны, национальной культурой (одеждой, промыслами), народным творчеством.


Воспитывая будущее поколение, мы должны не забывать, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны. История человечества свидетельствует, что любая страна может выдержать самые суровые испытания, пока живы традиции, и историческая память. Наша современная жизнь показывает и доказывает, что необходимо возвращаться к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс необходимо начинать с раннего возраста.

Ирина КАРИЙ, 
воспитатель я/с №3, г. Костанай

 

Реклама

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.