Юбилей легендарного комбата

Выпуск - №50 (446)   :   22.12.2020
344

24 декабря исполнится 110 лет со дня рождения Бауыржана Момшулы, имя которого чтут не только в Республике Казахстан, но и во многих странах мира.

Героическая боевая деятельность Бауыржана Момышулы связана с яркими страницами Великой Отечественной войны: битвы под Москвой, Восточно-Прусской операцией, разгромом Курляндской группировки врага. Жизнь легендарного героя – пример для подражания современным защитникам Отечества. Уже при жизни Бауыржана Момышулы прозвали легендарным комбатом, народным батыром. Его книги используются как учебные пособия по ведению ближнего боя, как учебники по тактике и применяются в качестве воспитательного оружия в работе с молодыми солдатами. Момышулы говорил, что «самое грозное оружие в бою – это душа солдата, а боеприпасы к нему – духовная пища». Сегодня его опыт изучают в военных учебных заведениях Израиля, США. 

Чтобы увековечить память достойного человека, героя Великой Отечественной войны, талантливого стратега и писателя, в 2015 году средней школе №5 города Костаная было присвоено имя легендарного командира и полководца Бауыржана Момышулы.
СШ №5 – особая школа, имеющая своё лицо и свой особый статус – кадетство. 

Воспитывать патриотизм в кадетах, почитание боевых подвигов предков помогает и творческое наследие Бауыржана Момышулы. Его книги «За нами Москва», «Психология войны», «Записки офицера» в нашей школе давно стали настольными. Начиная с 5 и по 11 класс кадеты школы изучают творчество Момышулы, ведётся специальный курс по изучению его наследия, который называется «Бауыржантану», потому что кому, как не молодому поколению исследовать, изучать наследие народного батыра. 

Бауыржан Момышулы писал: «Главная сила армии и её основная ценность – солдаты. Поэтому главное внимание должно быть уделено обучению солдат военному мастерству». Кроме строевой подготовки кадеты также активно занимаются огневой, тактической и боевой подготовкой, спортивным ориентированием на местности. Огневой подготовкой кадеты занимаются в специализированном тире комплекса УМЦ НВП, который находится на территории школы. Собрать и разобрать автомат Калашникова на время не вызывает трудности даже и у младших по возрасту кадетов. 

Момышулы отмечал: «Многое можно забыть в жизни – сегодняшнюю удачу, вчерашнюю печаль, но такое, как подвиг панфиловцев, не подвластно времени».
Поэтому главной задачей обучения в кадетском классе является воспитание патриота, достойного защитника своего Отечества. Особое внимание уделяется истории вооруженных сил Казахстана, изучению наиболее значимых и известных битв и сражений, биографий великих полководцев. Привилегий у юных кадетов нет – только повышенный спрос по учёбе и дисциплине. 


СШ № 5 с гордостью носит имя легендарного воина
 
Бауыржан Момышулы постоянно подчёркивал, обучая своих солдат ведению боя: «Воюет не сама техника, а человек, вооружённый и овладевший техникой». Поэтому чтобы воспитать в кадетах, будущих защитниках родины, качества, присущие настоящему воину и офицеру казахстанской армии, администрация и педагоги школы организовали специализированную кадетскую смену в летнем пришкольном лагере, приближенную к настоящим армейским полевым условиям. 
Кадетский бал – один из образовательных проектов СШ №5 имени Б.Момышулы, направленный на реализацию государственной программы «Рухани жангыру», способствующей воспитанию патриотизма, интереса к героическому прошлому Республики Казахстан. Образ мужественного военного офицера с подтянутой осанкой и чёткой выправкой красиво сочетается в паре с хрупкой девушкой в бальном белоснежном платье. 



Прощание со знаменем

Ежегодно у кадетов-выпускников в нашей школе 24 мая проходит «Прощание со знаменем». Как и кадетская присяга, это мероприятие является священным ритуалом, традиции которого глубоко уходят в историю кадетского движения. Во время этой церемонии кадеты выражают признательность всем, кто принимал участие в их обучении, воспитании, развитии индивидуальных способностей и как личности в целом. Под барабанную дробь учащиеся-кадеты 11 класса, также как и семь лет тому назад при принятии кадетской присяги, по очереди выходят из строя, сняв головной убор и, преклоняя колени, целуют святое для кадет полотнище знамени со словами: «Служу Республике Казахстан!». Затем выпускники парадным строем проходят прощальным маршем мимо учителей, родителей и парадных колонн кадетов.


Огневая подготовка


Кадетские классы – это своеобразная школа мужества. Наверное, поэтому кадеты взрослеют раньше своих сверстников. Быть кадетом – трудный выбор, но это мужское дело. Через «не могу», через «не хочу», шаг за шагом, изо дня в день из угловатых мальчишек выпестовываются мужественные целеустремлённые юноши с развитой силой воли и крепким внутренним стержнем, с железом в характере и ясным взглядом на жизнь. Статные, подтянутые, выносливые, они невольно вызывают восхищение и уважение. Наверное, такими и должны быть наши защитники, подтверждая слова Бауыржана Момышулы на практике: «Героизм – не дар природы, а результат правильного воспитания».


Кадетский бал

Ежегодно средняя школа №5 имени Б.Момышулы проводит конкурс «Бауыржановские чтения». С 2020 года этот конкурс получил статус международного. С 1 по 10 декабря проходил международный конкурс «Бауыржан оқулары», посвящённый 110-летнему юбилею прославленного воина Великой Отечественной войны, легендарного полководца, народного героя, казахского писателя. 

Вся воспитательная и образовательная система система школы чётко следует идеям и нравственным заповедям Бауыржана Момышулы в воспитании кадетов, помня постоянно слова великого батыра: «Человек, получивший благородное воспитание, владеет основой боевых качеств – преданностью, честностью, дисциплинированностью».

Светлана ШЕВЦОВА,
учитель русского языка и литературы СШ №5 им. Б.Момышулы,
г. Костанай


 

Реклама

Трогательное суеверие заключается в том, будто благодаря знанию всё большего числа фактов человек приходит к знанию действительности. Сотни разбросанных, не связанных друг с другом фактов вбиваются в головы учеников; их время и энергия заняты заучиванием всё большего и большего числа фактов, так что для мышления остается мало времени и сил. Несомненно, мышление без знания фактов остаётся пустой фикцией; однако одна только «информация» может оказаться таким же препятствием для мышления, как и её отсутствие.

Я никогда не учу своих учеников, я пытаюсь только обеспечить условия, в которых они смогут учиться. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нём потенциал и бросить все силы на его развитие. Причём сделать это так, чтобы ребёнок хотел учиться и мог это делать.