Как нам всем хорошо известно, профсоюзная организация – это добровольное объединение работников, связанных общими профессиональными интересами, созданное для защиты их трудовых, социальных и экономических прав перед работодателем.
Такая организация действует на основе устава, является представителем работников в трудовых отношениях и может создавать первичные ячейки на предприятии. В первичной профсоюзной организации общеобразовательной школы №14 имени Д.Карбышева г. Рудного насчитывается 115 человек. КАак поясняет председатель первичной профсоюзной организации Раушан Жалеева, работа ведётся согласно плану, утверждённому на 2025 год.
Профсоюзная организация контролирует соблюдение трудового законодательства, охраны труда, способствует снижению производственного травматизма. Организация содействует улучшению материального положения, укреплению здоровья и созданию условий для досуга членов профсоюза. Профсоюз участвует в заключении коллективных договоров и соглашений, которые определяют условия труда. Так, например, основным инструментом социального партнёрства между работодателем и профсоюзной организацией ОШ №14 является коллективный договор 2024-2026 гг., зарегистрированный в управлении по инспекции труда акимата Костанайской области за номером №23 от 24 января 2024 года, который регулирует вопросы условий труда, организации отдыха, предоставления льгот и гарантий работникам общеобразовательного учреждения. Все работники школы, независимо от принадлежности к профсоюзу, пользуются социальными льготами, предоставляемыми им в соответствии с коллективным договором. Договор позволяет расширить рамки действующего трудового законодательства, обеспечить дополнительное финансирование мероприятий по охране труда, улучшить условия труда работников, оказать им материальную помощь.
Работники объединяются в профсоюз на основе личного заявления и добровольного желания. Профсоюзная организация является независимой от работодателя, обеспечивая равноправие и защиту прав работников. Вместо прямой конфронтации профсоюз создаёт основу для партнёрства между работниками и администрацией, что выгодно и работодателю. Раушан Минсагитовна подчёркивает, что всю свою работу профсоюзный комитет общеобразовательного учреждения строит на принципах социального партнёрства и сотрудничества с администрацией школы, решая все вопросы путём конструктивного диалога в интересах работников. В течение года с профкомом согласовывались приказы и распоряжения, касающиеся социально-трудовых отношений работников школы (нормы труда, оплата труда, вопросы охраны труда, вопросы организации оздоровления и отдыха работников и др.). Во всех классах школы имеются инструкции по охране труда на отдельные виды работ. Инструкции утверждаются директором школы и согласовываются с председателем первичной профсоюзной организации.
Общее число профсоюзного актива восемь человек. В профкоме собраны наиболее активные члены профсоюзной организации. Работа профсоюзной организации заключается в основном в представлении интересов трудящихся на всех видах совещаний, собраний. За отчётный период на заседаниях профкома обсуждались вопросы, охватывающие все направления профсоюзной деятельности: контроль за соблюдением коллективного договора, социально-экономические вопросы, информационная работа, охрана труда, оздоровление работников, культурно-массовая работа и т.д. Регулярно проводятся заседания профкома по вопросам выплаты материальной помощи членам профсоюза, оформляются протоколы заседания профкома, производится регистрация документов (о выплате материальной помощи и т.д.). Ежемесячно осуществлялся безналичный сбор членских взносов с перечислением их на счёт ОО «Локальный профсоюз работников организаций образования и науки Костанайской области», что выполнялось в полном соответствии с положением коллективного договора.
Важным направлением в деятельности профкома является культурно-массовая работа, так как хороший отдых способствует работоспособности и поднятию жизненного тонуса. Определённая часть денежного фонда первичных организаций профсоюза направляется на организацию культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы. Как отмечает председатель горкома профсоюза работников образования Амина Мурзатаева, очень активно в этом направлении работает именно первичная организация общеобразовательной школы №14 во главе с председателем Раушан Жалеевой. Коллектив учебного заведения регулярно дружно выезжает на базы отдыха, причём, делает это не только в весенне-летний период, но и в зимнее время. Так, например, всем членам профсоюза этой организации надолго запомнится выезд в марте месяце на базу отдыха «Белая юрта», стабильными становятся оздоровительные поездки перед началом учебного года и по его завершению. Такие выезды, несомненно, сплачивают коллектив, улучшают микроклимат среди сотрудников, помогают набраться сил перед началом долгого учебного цикла, а после завершения года – помогают восстановиться, этому способствуют свежий воздух соснового леса, река, игры и развлечения на лоне природы.
- Выезд на турбазу стал доброй традицией нашего дружного коллектива. Ежегодно перед началом учебного года и по его завершению профсоюзный комитет школы организовывает спортивно-оздоровительные мероприятия. В этом году, в конце мая, коллектив нашей школы традиционно выезжал на турбазу «Параллель». Основную часть расходов взяла на себя профсоюзная организация (аренда, горячие блюда, чайный стол, напитки). Конечно же, выезд на природу – это прогулки, купание, конкурсы и спортивные игры на свежем воздухе – футбол, волейбол, – рассказывает Раушан Жалеева.
По словам председателя горкома профсоюза Амины Мурзатаевой, первичка кадетской школы – единственная среди остальных организаций в городе, в которой профсоюз все расходы по оздоровлению сотрудников берёт на себя. Конечно, такая активная деятельность первичной профсоюзной организации не могла быть не замечена горкомом профсоюза работников образования, поэтому Раушан Минсагитовна Жалеева была избрана членом исполкома горкома профсоюза, где её опыт и организаторские способности будут распространяться на уровне города.
Доброй традицией стали поздравления работников с профессиональными и календарными праздниками, с юбилейными датами. В такие дни для каждого находятся доброе слово и материальная поддержка. Традиционными в первичной профсоюзной организации являются праздники День учителя, День труда, 8 Марта, Новый год, Наурыз мейрамы, «Звёздный дождь». Профсоюз участвует в благотворительных акциях «Дорога в школу» (работникам, чьи дети идут в первый класс, оказывается благотворительная помощь в размере 10000 тенге, таких сотрудников в этом году было шесть человек), «Бал бала» (акция для сотрудников школы, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями). Без внимания профсоюз не оставляет и ветеранов педагогического труда, приглашая их на праздничные концерты и чаепития, за что они всегда признательны коллективу школы.
Председатель первичной профсоюзной организации Раушан Жалеева выражает благодарность всем членам профсоюзной организации, принимающим активное участие в культурных, спортивных, общественно-значимых мероприятиях. Отдельные слова благодарности выражает администрации школы в лице руководителя Гульнар Асановны Урмановой за социальное партнёрство и взаимопонимание.
Асхат АЛТЫБАЕВ,
учитель русского языка и литературы ОШ №14
им. Д.Карбышева, г. Рудный
Сберечь природу в наших силах
Сила единства и результатов: итоги работы профсоюзных организаций Карасуского района
Маленькие исследователи
Праздник профессионализма: выбраны лучшие педагоги-психологи области
Обмен опытом и расширение возможностей
Учитель – это светоч нации. Ежедневным кропотливым трудом каждый из вас вносит неоценимый вклад в развитие страны. Вы сеете семена знаний в молодые сердца и растите мыслящую нацию. Ибрай Алтынсарин говорил: «Превыше всего я ценю хорошего учителя». Педагог – ключевая фигура в построении будущего страны, поэтому ему должно быть отведено достойное место в обществе.
Я спросил у посла Японии, каким образом его страна сумела так быстро достичь высокой степени развития, стала играть в мире столь важную роль? Мне очень понравился ответ посла: «Японцы верили, что единственный способ поднять страну – это дать своим детям лучшее образование, чем они имели сами, самым важным для них было уйти от своего положения крестьян и получить образование. Поэтому в семьях огромные усилия прикладывались к тому, чтобы поощрять детей хорошо учиться в школе, чтобы они могли чего-то достичь. Из-за этого стремления постоянно чему-то учиться, через систему образования распространялись новые идеи из внешнего мира. Это одна из причин быстрого развития Японии».