Завершился учебный год 2018-2019. Итоги подводят не только организации образования, но и объединяющий их профессиональный союз. О деятельности ОО «Локальный профессиональный союз работников образования и науки Костанайской области» интервью с его председателем Татьяной ИСКАНДИРОВОЙ.
- Какие задачи поставил локальный профсоюз при своём формировании? Что удалось реализовать, что ещё предстоит?
- Скоро год как действует наш локальный профессиональный союз работников организаций образования и науки Костанайской области, и можно уже подводить какие-то итоги. В первую очередь мы хотели дать больше самостоятельности первичным профсоюзным организациям. В этой связи практически 80 процентов от общих взносов, которые поступают на счёт профсоюза, мы оставляем на местах. Из них 65 процентов поступают в первичные профорганизации, то есть школы, детские сады, 15 процентов остаётся на расчётном счёте филиалов районов и городов, которые используют эти деньги для проведения мероприятий, связанных с учительством. Соответственно, определена самостоятельность первичных организаций в том плане, что они сами могут распоряжаться собранными взносами: оказание материальной помощи, проведение мероприятий, приобретение путёвок на санаторно-курортное лечение и в детские оздоровительные лагеря. Следует отметить, что у нас изменилась система приобретения оздоровительных путёвок: мы не закупаем путёвки в санатории, а составляем с этими учреждениями договоры. Предположим, мы заключаем договор с санаторием «Джайляу», определив по заявкам от первичек, что в течение лета будут отдыхать 100 человек. Исходя из этого, санаторий делает скидку для членов профсоюза – 15-20% в зависимости от сезона. Остальную стоимость путёвки до 50% может оплачивать первичная профорганизация адресно – по возможностям и потребностям, которые на местах, конечно же, знают лучше. Так же и по детским оздоровительным лагерям.
Мы вообще стараемся больше работать с детьми педагогов. Это ведь особая категория детей в силу профессиональной занятости их родителей. Мы в этом году впервые проводили большую новогоднюю ёлку для детей учителей, на которую приехали ребята из каждого региона области. Новогодние подарки вручили также детям-инвалидам, в том числе и тем, которые обучаются на дому. На День защиты детей мы тоже организовали праздник с вручением подарков, на который были приглашены и ребята с ограниченными возможностями здоровья. Не так давно, опять-таки впервые, мы провели профсоюзную лагерную смену в формате конференции «Атлас профессий», на которую собрались дети педагогов и врачей изо всех уголков области. Всего 10 дней у ребят было на игры, мероприятия, тренинги, общение, и когда пришла пора расставаться, многие ребята даже плакали, так им хорошо было вместе. И вожатым с ними было очень легко работать, потому что это дети одного круга, они очень воспитанные, порядочные, добрые.
Конечно же, мы уделяем особое внимание спортивным мероприятиям между членами профсоюза, провели много соревнований. Я даже не ожидала, что наши учителя с таким удовольствием это делают. Если мы по каким-то причинам, составляя списки, вдруг упускали кого-то из виду, то люди нам сами звонили, чтобы обязательно принять участие. Для профсоюзного актива мы проводили семинары с приглашением специалистов, решали организационные вопросы. Разумеется, важная часть работы – юридическая помощь членам профсоюза. Много было обращений по разъяснению коллективных, трудовых договоров, по решению конфликтных ситуаций. Мы встречаемся с людьми, выезжаем на места, приглашаем юристов.
Я считаю, что приоритеты уже расставлены, основные задачи решены. Теперь планируем работу на следующий учебный год. Мы стараемся, чтобы деятельность нашей профсоюзной организации была значима, чтобы люди ощущали, что они состоят в сообществе, которое им помогает.
- Вы упомянули юридическую помощь. Можно немного подробнее об этом. С какими вопросами чаще обращаются, какие проблемы удалось решить?
- Много людей обращается с вопросами, которые, в принципе, изложены в соглашении, подписанном с управлением образования. Там определены возможности улучшения условий труда работников. Но мы столкнулись с тем, что с этим соглашением недостаточно ознакомлены на местах. Поэтому процентов 80 вопросов, с которыми к нам обращались, тут же были прояснены. Сейчас мы всем разослали электронные варианты этого соглашения, и мне бы очень хотелось, чтобы они не остались только на столах у председателей профкомов, а были доведены до членов первичных профсоюзных организаций. Немало вопросов связаны с заключением коллективных договоров. В этой связи мы провели уже не один семинар, но эта тема ещё требует разъяснения. По организации и оплате отпусков также довольно много обращений, особенно в конце учебного года. Случаются какие-то конфликтные ситуации между администрацией и работниками. Мы стараемся, чтобы эти проблемы не доходили до суда, выезжаем в организации образования, разбираемся, и некоторые приказы руководителей организаций в итоге были отменены или изменены. Для того, чтобы решать все вопросы оперативно, мы открыты каждому члену профсоюза и всегда готовы выйти на связь. Контактные номера указаны на всех наших памятках, буклетах, в раздаточном материале. Если мы можем сразу прояснить ситуацию, отвечаем, если есть необходимость разобраться, просим прислать запрос и даём письменный ответ.
- Мне очень понравилась идея летней смены для детей учителей. И видно было, что ребятам всё это очень по душе. Есть возможность продолжить такое интересное и нужное дело? Может быть, организовать постоянно действующий профсоюзный детский лагерь?
- К сожалению, в Костанайской области непростое положение с детскими лагерями, их не хватает. Но этот вопрос мы будем поднимать обязательно. Мы убедились, что такую лагерную смену можем сделать, что желающих очень много, и надеюсь, что эту задачу удастся решить.
- На ваш взгляд, профсоюз действительно то формирование, без которого не обойтись работающему человеку?
- Человек создан так, что ему необходимо жить в сообществе. Если не будет профсоюзной организации, люди всё равно будут как-то консолидироваться для решения общих проблем. Это неизбежно, время показало необходимость и профессиональных, и детских, и молодёжных объединений. И я считаю, что профсоюзные организации доказали своё значение, свою большую роль в создании качественных условий труда и отдыха людей в самых разных сферах. И пока альтернативы им нет. Профсоюз работников образования – один из самых крупных, членов локальной профорганизации работников образования и науки Костанайской области на сегодняшний день более 30 тысяч. У нас тесная связь и взаимная поддержка с управлением образования. Руководители организаций образования так же с пониманием и заинтересованностью относятся к деятельности профсоюза. Ведь не секрет, что учителям в районах, особенно в сёлах, бывает довольно трудно решить какие-то проблемы: ни юристов нет, ни адвокатов. И здесь им на помощь приходит профсоюз. Они не боятся к нам обращаться. Повторюсь, мы всегда на связи, всегда готовы откликнуться по любому вопросу. Кстати, сейчас планируем создать при профсоюзе совет ветеранов педагогического труда. В нашем регионе ведь немало учителей-пенсионеров – людей уникальных, с большим авторитетом, имена которых стали брендом Костанайской области. Им тоже необходимо уделить внимание, а также дать возможность делиться бесценным опытом, чувствовать себя необходимыми. Ещё отмечу, что членами нашего профсоюза могут стать не только работники государственных организаций образования, но и частных. Тем более, сейчас активно развивается сеть частных детских садов, появляются частные школы. И педагоги этих организаций могут с полным правом присоединиться к профсоюзному движению. Такой интерес уже есть.
- А с какими проблемами вы сталкиваетесь? Что вам хотелось бы улучшить или развить?
- Сложность в том, что порой не вся информация доходит на места, до первичных организаций. Иногда бывает задумываем какое-то интересное дело, а не все школы об этом знают. Нам бы хотелось быть ближе к первичкам, а пока мы работаем на уровне районов и городов. Сейчас планируется создать такую базу данных, чтобы было проще и эффективнее работать напрямую с первичными организациями, получать обратную связь, наладить обучающие программы.
- Вы пришли в профсоюз из другой сферы. Наверняка многое пришлось изучать, осваивать с нуля?
- По иронии судьбы, темой моей кандидатской диссертации была «Детские общественные объединения как фактор социализации личности». То есть, принцип работы общественного объединения мне хорошо знаком. Но, конечно, понадобилось вникать во все нюансы профсоюзной работы, изучать Закон «О профсоюзах», обращаться за помощью к ветеранам, опытным профсоюзным лидерам. Можно сказать, что первый круг мы общими усилиями успешно прошли. На втором, думаю, будет легче.
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.